Федеральное агентство по образованию
ГОУВПО «Марийский государственный университет»
Педагогический институт
Кафедра дошкольной и социальной педагогики
Конспект лекции
на тему: «Психологические аспекты и условия развития коммуникативных навыков в тренинге»
Выполнила:
студентка ФПП о/о ДП-53
Е.А.Егошина
Проверила:
к.п.н., ст. преподаватель каф. психологии
развития и образования
Г. В Кравец.
Йошкар-Ола, 2010
План лекции
1. Понятие коммуникации
2. Коммуникативная компетентность личности
3. Пример тренинга на развитие коммуникативных способностей «Здравствуйте, а вот и я или готовы ли мы к общению»
Глоссарий
Использованная литература
1. Понятие коммуникации
Коммуникация имеет несколько значений. Во-первых, это путь сообщения, во-вторых, это форма связи, в-третьих, это процесс сообщения информации с помощью технических средств — средств массовой информации, наконец, в-четвертых, коммуникация выражает акт общения, связь между двумя или более индивидами, сообщение информации одним лицом другому.
Определение термина «коммуникация» начинается с характеристики множественных информационных систем передачи человеческой речи, сигналов и изображений. Согласно этому термин коммуникация — буквально «мера участия (или соучастия) в процессе потребления, обмена и использования информации». Но это означает не просто передавать и получать информацию. В процессе коммуникации образуется коммуникативное сообщество. Оно характеризуется отношениями единства, взаимосвязи, взаимодействия, взаимопонимания и т. п.
Это означает еще некоторые грани коммуникации:
1. Координация по поводу приема и передачи информации.
2. Согласование ценностей, оценок и процессов понимания.
3. Организация процесса связи между индивидами.
Таким образом, коммуникация как акт общения имеет свои особенности.
В более узком, социально-психологическом смысле коммуникация — это процесс передачи информации от отправителя к получателю. Отправитель, цель которого заключается в том, чтобы оказать на получателя определенное воздействие, посылает то или иное сообщение. Оно может быть передано с помощью некоторого кода (системы символов, значений). Чтобы понять это сообщение, получатель должен его декодировать, т. е. распознать.
В структуре коммуникации следует отличать цель от побудительного мотива. Цель — это ясное, четкое, рационально обоснованное намерение. Побудительный мотив — скрытое намерение. Зачастую оно является скрытым потому, что может быть не общезначимым.
Контекстом коммуникации является вся система целей и результатов, кодирование и раскодирование скрытых мотивов и личных целей. Для того чтобы процесс коммуникации был прогнозируемым, необходимо отдавать отчет обо всех его структурных компонентах.
Выделяют фазы контакта: взаимонаправленность, взаимоотражение, взаимоинформирование, взаимоотключение.
Фазы контакта практически могут быть реализованы в трех видах коммуникативного взаимодействия: убеждающем, суггестивном и эмоционально заряжающем.
Убеждающее воздействие характеризуется тем, что в нем происходит интеллектуальное сопереживание в процессе совместной мыслительной деятельности. ............