Часть полного текста документа:1. Общая характеристика предварительного следствия и судебного разбирательства В решающей степени эффективность предварительного расследования и судебного разбирательства зависит от профессионализма, психологической подготовленности испециальной тактики поведения следователя, судьи. Предварительное следствие и судебное слушание уголовного дела можно рассматривать как познавательный,коммуникативный и удостоверительный процессы, предъявляющие серьезное требование к познавательной сфере, мышлению, социально-психологическимкачествам, юридической грамотности следователей и судей. Можно отметить следующие особенности их мышления: а) необходимость выделения и решения проблемных ситуаций, связанных с конкретным преступлением; б) сочетание в деятельности дискурсивного (логического) и эвристического (творческого) типа мышления; в) важную роль интуиции - антиципации (предвосхищения) в мыслительной работе; г) рефлексивный способ мышления ("размышления о размышлениях другого человека, о своих собственных"); д) составление сложных информационно-логических моделей, называемых в праве следственными версиями; е) критичность мышления, избавление от ненужной, "шумовой" информации; ж) избирательность и направленность мышления на решение задач расследования преступления, сбора доказательств виныправонарушителя. Применительно к следственной деятельности можно говорить о решении следующих функций: познавательной или информационной (сбор информации о событияхпреступления); удостоверительной (фиксация полученной информации и вещественных следов в предусмотренной законом документальной форме); поисковую;конспиративную; конструктивную (выдвижение следственных версий и гипотез о поведении преступников); коммуникативную; правоприменительную; социальную(действия следователя как представителя власти); воспитательную (проведение воспитательных и профилактических действий в отношении лиц, проходящих поуголовному делу). Следует обратить особое внимание на психологическую устойчивость следователя и судьи. Не секрет, что расследование и судебное рассмотрение уголовного деласопровождается противодействием со стороны обвиняемых и других заинтересованных лиц (родственники, друзья, сослуживцы по работе и т.д.). Применяются различныеспособы такого противодействия от элементарного роспуска слухов о личности следователя или судьи до шантажа, провокаций и угроз. В этом случае следуетпозаботиться о применении предусмотренных законом мер против противодействующих законным действиям лиц, а также продумать мероприятия по обеспечению личнойпрофессиональной безопасности. 2. Психология осмотра места происшествия В ходе осмотра места происшествия основное внимание необходимо уделять организации познавательной психической деятельности: восприятию, мышлению,воображению, памяти. Основным методом изучения обстановки на месте преступления является наблюдение, то есть преднамеренное и целенаправленное восприятие.Наблюдение тесно связано с характеристиками внимания человека. Доказано, что в ходе осмотра места происшествия наблюдение бывает более успешным, еслиследователь придерживается следующих правил: * до наблюдения получить наиболее полное представление обизучаемом предмете, событии или явлении; * определить цель наблюдения, сформулировать задачу, мысленно или на бумаге составить план наблюдения; * искать в наблюдаемом предмете или явлении не только то, что предполагалось найти, но и обратное этому; * расчленить предмет наблюдения и в каждый момент наблюдать одну из частей, не забывая о наблюдении целого; * следить за каждой деталью, стараясь подметить наибольшее их число, установить максимальное количество свойств предмета или особенностей наблюдаемого явления; * не доверять однократному наблюдению, исследовать предмет или явление с разных точек зрения, в разные моменты времени и в различных ситуациях, изменяя условия наблюдения; * подвергать сомнению наблюдаемые признаки, которые могут быть ложной демонстрацией, симуляцией, маскировкой или инсценировкой; * ставить вопросы "почему" и "что это значит" относительно каждого элемента наблюдения, продумывая, предполагая, подвергая критике и проверке в дальнейшем наблюдении свои мысли и выводы; * сравнивать объекты наблюдения, противопоставлять их, искать сходство, различие и связи; * сопоставлять результаты наблюдения с тем, что было ранее известно об этом предмете или явлении, с данными науки и практики; * ясно формулировать результаты наблюдения и четко их фиксировать в соответствующей документальной форме - это помогает их пониманию и запоминанию; * привлекать к наблюдению различных специалистов, сравнивать и обсуждать результаты наблюдения с коллегами. ............ |