Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ВОЛОГОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
КАФЕДРА ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТИВНЫХ ДИСЦИПЛИН
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Психологические особенности общения в спортивных коллективах у спортсменов 18-22 лет в период спортивного совершенствования (на примере спортивных игр: баскетбола, волейбола и футбола)
Исполнитель: студент 5 курса ДО
Сычев Иван Евгеньевич
Научный руководитель: к.п.н., доцент
кафедры ТОФВ и СД
Коковкин А.В.
ВОЛОГДА
2009
Оглавление
Введение
Глава 1. Психологические основы общения в спорте на этапе спортивного совершенствования
1.1 Психологические особенности юношеского возраста (18-22 год)
1.2 Возникновение и формирование взаимоотношений в малой группе
1.3 Психологические основы общения в спорте
1.4 Успешность спортивной деятельности и общение
1.5 Восприятие и понимание друг друга в спортивном общении
1.6 Индивидуально-психологические и личностные особенности партнеров и их общение
1.7 Средства общения
1.8 Заключение по главе
Глава 2. Методы, организация, результаты собственных исследований и их обсуждение
2.1 Методы исследования
2.2 Организация исследования
2.3 Результаты собственных исследований и их обсуждение
Выводы
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Роль психологии в спорте – это сознательная ориентация на те достижения современной психологии, естественно в ее различных направлениях, на те ее идеи и гипотезы, которые открывают наиболее значительные перспективы в исследовании спортивной деятельности и личности спортсменов.
Человек – существо социальное. Объединение отдельных людей в группу изменяет некоторые стороны их психической деятельности, существенно меняя скорость, силу и характер их реакций на внешнюю ситуацию.
Спортсмены редко выступают или тренируются в социальном вакууме. Даже при самостоятельных тренировках спортсмен часто соотносит свои результаты с показателями своих соперников, а также прогнозирует возможные реакции на свои выступления со стороны своего тренера, друзей, болельщиков, членов семьи.
Свойства группы как целостного психосоциального объекта определяются с одной стороны психофизиологическими свойствами отдельных её членов, с другой - структурой межличностных связей в группе.
Поведение человека в обстановке спортивной тренировки и соревнований не может быть правильно понято без учета параметров коллектива, которому он в данный ситуации принадлежит.
Исследуя проблему личности, особое значение уделяется психологическим особенностям и свойствам спортсмена, развившиеся и проявляющиеся у него как у члена спортивного коллектива. Общение является предметом специального изучения в различных сферах научного знания: философии, социологии, психологии и т.д. Не составляет исключение и психология спорта. Однако в литературе не так много информации об особенностях общения в спортивных коллективах у спортсменов 18-22 лет в период спортивного совершенствования в спортивных играх, что и послужило выбором темы исследования.
Данная проблема мало изучена и вызывает интерес со стороны специалистов. ............