ИНСТИТУТ МОЛОДЕЖИ
Специализированный совет К–150.01.04
На правах рукописи
ШАЙГОРОДСКИЙ Юрий Жанович
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ДЕВОЧЕК И МАЛЬЧИКОВ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Специальности:
19.00.11 – психология личности
19.00.05 – социальная психология
А в т о р е ф е р а т
диссертации на соискание ученой степени
кандидата психологических наук
Москва – 1992
Работа выполнена на кафедре психологии и педагогики
Института молодежи
Научный руководитель – доктор психологических наук, профессор
КРУПНОВ Александр Иванович
Официальные оппоненты – доктор психологических наук, профессор
ДУБРОВИНА Ирина Владимировна
кандидат психологических наук, профессор
ПАНАСЮК Александр Юрьевич
Ведущая организация – Институт психологии
Академии педагогических наук Украины
Защита состоится 30 ноября 1992 г. в 14.30 часов на заседании специализированного совета К–150.01.04 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата психологических наук в Институте молодежи по адресу: 111442, г. Москва, ул. Юности, дом 5/1, корпус 3.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института молодежи.
Автореферат разослан ____ октября 1992 г.
Ученый секретарь
специализированного совета,
кандидат педагогических наук Е.В.ГУРОВА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Динамика общественного переустройства, формирование новой системы экономических отношений тесно сопряжены с коренной переоценкой всей совокупности ценностей. В этой связи актуализируется потребность возвышения самоценности личности, индивидуальности. Для педагогической практики и психологической науки это означает усиление внимания к изучению психического развития детей, их индивидуальных и половозрастных особенностей, обоснование и реализацию таких психолого-педагогических условий, которые обеспечили бы становление творческих способностей школьников, формирование у них активной социальной и нравственной позиции, мировоззренческих убеждений наиболее адекватных современным задачам и целям развития общества.
Научные данные (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, В.Д. Ермоленко, Б.С. Круглов, А.С. Шаров и др.) дают основания констатировать, что специфика социальной ситуации развития детей в подростковом возрасте характеризуется интенсивным формированием ценностных ориентаций (далее в тексте используется сокращенное обозначение – ЦО) как фундаментального психологического новообразования, обуславливающего развитие наиболее значимых личностных структур индивида. Знание и опора на половозрастные особенности ЦО школьников в ходе планомерного и целенаправленного стимулирования процесса их развития может в значительной степени повысить его эффективность. В современных условиях проблемам возрастных особенностей ЦО (в частности в подростковом и раннеюношеском возрасте) уделяется определенное внимание, проблема же психологических особенностей ЦО в зависимости от пола детей подросткового возраста еще не стала предметом специального изучения. Анализ практики и теории развития личности подтверждает актуальность данной проблемы для психологии личности, социальной, возрастной и педагогической психологии.
Объект исследования – ЦО девочек и мальчиков подросткового возраста.
Предмет исследования – психологические особенности ЦО девочек и мальчиков подросткового возраста.
Цель исследования состояла в целостном анализе ЦО подростков, а также в выявлении половых различий в психологической структуре мотивационно-смыслового, процессуально-результативного и коммуникативно-ориентировочного аспектов ЦО девочек и мальчиков подросткового возраста.
Гипотеза исследования. Мы исходили из предположения о существовании отличительных психологических особенностей ЦО девочек и мальчиков подросткового возраста. ............