КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Исследование социально-экономических и
политических процессов»
на тему: «Психологические тесты»
План:
Ведение
1. Тесты достижений
2. Психологические тесты
Интеллектуальные тесты
Тесты способностей
Социально-психологические тесты
Личностные тесты
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Тест-опросник содержит серию вопросов, по ответам на которые судят о психологических качествах испытуемого. В тест-задании испытуемому предлагается серия соответствующих заданий, по итогам выполнения которых определяют наличие или отсутствие и степень развития у него характерологических черт (свойств личности).
Достоинством стандартизированных тестов является возможность дифференцированного их применения (серии стандартизированных тестов разрабатываются применительно к различным возрастным группам людей, уровню образования, жизненному опыту и профессии). С помощью стандартизированных тестов получают количественные оценки, по которым можно сравнивать выраженность психологических свойств испытуемого с их выраженностью в популяризации.
Недостатком стандартизированных тестов является определенная возможность влияния испытуемого на результаты тестирования в соответствии с одобряемыми характерологическими чертами личности. Эти возможности увеличиваются, если обучаемые знают содержание теста, а также методику оценки поведения и изучаемых психологических качеств личности.
Другим недостатком стандартизированных тестов является определенная трудность обеспечения индивидуального подхода к испытуемым в процессе тестирования. У людей с пониженной стрессоустойчивостью, как отмечает А.Г.Шмелев, возникают определенные нарушения саморегуляции, они начинают волноваться, ошибаться в элементарных для них вопросах. Вовремя заметить такую реакцию на тест – задача, которая по силам лишь квалифицированному и добросовестному экспериментатору.
В определенных условиях применение стандартизированных тестов (тест-опросников и тест-заданий) становится просто не целесообразным. Это относится к тем случаям, когда испытуемые не желают признавать у себя отрицательные личностные качества и мотивы поведения либо просто не в состоянии осознавать их наличие. В этих ситуациях прибегают к использованию проективных тестов.
Проективные тесты предназначены для изучения психологических особенностей и их поведения, - особенностей, которые вызывают негативное отношение со стороны самих испытуемых. В основе проективных тестов лет механизм проекции, согласно которому неосознаваемые психологические свойства личности и недостатки поведения индивид склонен приписывать другим людям. О психологических особенностях испытуемого судят на основании того, как он воспринимает и оценивает соответствующие ситуации, поведение людей, какие личностные качества и мотивы он им приписывает.
Проективные методики обладают определенными достоинствами. Человек в своем восприятии жизненных ситуаций (отображение которых представлено в проективных тестах) преобразует их сообразно своей индивидуальности, своего видения жизненных коллизий (например, интерпретирует рисунок в соответствии со своими личностными особенностями, определяя свое видение жизненных ситуаций на основе ассоциативных связей, прошлого опыта, установок и утверждений). ............