РПА МИНЮСТА РОССИИ
Поволжский (г. Саратов) юридический институт (филиал)
КАФЕДРА УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
Тема: «Психологический анализ личности преступника»
Выполнила: студентка 4 курса 66 группы
полного срока обучения
Рожко Светлана Александровна
САРАТОВ 2009 г.
План
Введение
1. Криминально-психологическая характеристика личности преступника
1.1 Понятие и структура личности преступника
1.2 Основные черты криминально-психологического исследования личности преступника
2. Особенности генезиса личности преступника и мотивация преступного поведения
3. Классификация и типология личности преступника
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Изучение личности преступника является, пожалуй, центральной темой юридической психологии. При её изучении используется общественно-исторический подход, в соответствии с которым личность есть «совокупность общественных отношений». В ХХ веке изучение личности преступника получило новый толчок, да оно, можно сказать, не прекращается и по сей день. До сих пор существует и развивается клиническое исследование преступности. Хотя в нем все больше учитывается социальный фактор. Во Франции один из наиболее ярких его представителей является профессор Пинатель.
Сторонником же господства в личности биологического можно назвать Г. Рименшнейдера, который отстаивал идею порождения преступления сочетанием предрасположения субъекта к преступной деятельности и влияния окружающей среды. В 70-е годы произошел определенный «взрыв», который был вызван публикацией профессора И.С. Ноя: «Независимо от среды человек может не стать ни преступником, ни героем, если родится с иной программой поведения». В.П. Емельянов сделал следующий вывод: «Только определенный состав экономических, идеологических, социальных, биологических факторов дает реакцию, называемую преступлением… Причина преступности - это синтез различных явлений социального и биологического свойства…».
На мой же взгляд, само понятие «личность» скорее философское понятие, чем материальное, но как учит философия, что истина одна, но каждый видит ее по-своему. Так же, я думаю, обстоит дело и с понятием личности - каждый видит ее по-своему. Я соглашусь с положением о том, что человеку как личности свойственно сознание и самосознание. Естественно, что любой человек должен осознавать не только окружающий мир, но также и себя относительно действительности. Он не должен «парить в пустоте», должна быть какая-то точка отсчета.
С научной точки зрения личность человека – это не только понятие физическое, оно имеет социальное содержание, формирующееся под воздействием всей совокупности политических, идеологических, правовых, нравственных, материальных, бытовых, семейных, культурных, эстетических и других общественных отношений, влияющих на общественное сознание человека. Кроме того, на формирование личности оказывает влияние и индивидуальное бытиё человека, его собственный жизненный опыт, конкретные связи и отношения с другими людьми в коллективе, семье, школе, в среде товарищей и знакомых. ............