Введение
Изучение проблемы альтруизма сплетает фундаментальные теоретические и актуальные практические задачи. Конкретные исследования истоков и психологических механизмов альтруизма в перспективе открывают возможность влиять на такие трудно управляемые социально-психологические процессы, как морально-нравственное развитие, воспитание, общественная поддержка и взаимопомощь в экстремальных ситуациях.
Среди неоднозначного спектра исследований альтруизма, с нашей точки зрения, выделяется концепция профилей личности по доминирующему инстинкту В.И. Гарбузова, где альтруизм, как инстинкт добра и гуманизма, морально ограничивает тенденции всех инстинктов, выступая в роли своеобразной «совести», не содержит эгоизма. Высшая ценность для данного профиля личности – Человек.
Альтруизм в системе характеристик личности
Доминирующий инстинкт определяет сущность, индивидуальность личности, второй инстинкт конкретизирует замысел и направленность доминирующего инстинкта.
Иерархия инстинктов образует профиль личности, обуславливающий иерархию ее ценностей. Инстинкты доминирующей диады определяют набор ценностей, интериоризируемых личностью. Для типа личности с доминированием инстинкта альтруизма и инстинкта сохранения достоинства наибольшее значение в иерархии ценностей имеют: честь, духовное самосовершенствование, сочувствие человеку в беде, любовь к природе.
Основываясь на положениях концепции В.И. Гарбузова, нами было проведено эмпирическое исследование. Цель которого заключалась в выявлении взаимосвязи между доминирующими инстинктами (методика Гарбузова) и особенностью иерархии ценностей личности психологов (методика Шварца). В исследовании принимали участие студенты 1-3-5 курсов социально-психологического факультета (всего 105 человек). Результаты позволили выявить взаимосвязь между иерархией инстинктов и набором ценностей личности: изменчивость расположения инстинкта альтруизма в диадах личности (у студентов 1 курса-третья диада, у студентов выпускного курса-вторая) взаимосвязана с выбором личностью соответствующих ценностей.
Таким образом, альтруизм является особым структурообразующим компонентом психологической структуры личности будущего психолога, «снимает» эгоцентризм доминирующих инстинктов, обуславливает интериоризацию таких ценностей, как: совесть, милосердие, сопереживание, любовь, справедливость, ответственность, - гуманизируя направленность личности в целом. На наш взгляд, именно особенности учебно-воспитательного процесса студентов социально-психологического факультета влияют на возрастание воздействия альтруизма в инстинктивной сфере на инстинкты, направленности личности.
Изучение представлений о любви в юношеском возрасте
Проблема любви – проблема вечная и всегда актуальная. Необходимость изучения любви определяется тем, что она приобретает особый смысл в юношеском возрасте. При этом житейские представления о любви часто не совпадают с сущностью этого явления, часто отличаются от его трактовки с точки зрения науки. Однако и научные исследования любви несколько эклектичны и мало представлены в психологии. Поэтому решение поставленной проблемы является актуальной задачей психологии.
Методологической основой исследования являются теории К.Э. ............