МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО СЕЛЬСКОМУ ХОЗЯЙСТВУ
Федеральное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
кафедра педагогики и культуры
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К КУРСУ: «ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ»
(Часть1)
для студентов дневного и заочного отделений
Санкт-Петербург-Пушкин
2006г.
Данные методические материалы по курсу: «Психология личности» входит в число общих гуманитарных и элективных курсов для студентов всех факультетов Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. В дополнении к основному курсу: «Психология и педагогика» студенты должны усвоить специальный курс: «Психология личности» Получить минимум знаний по отдельным разделам курса. Элективный курс дает возможность ознакомиться с нарушениями развития личности, акцентуацией характера личности человека и наиболее распространенными психическими заболеваниями.
Составители: доцент, кандидат биологических наук М.В. Краснова;
профессор, доктор философских наук А.Г. Давыденкова.
Общая редакция – профессор, доктор философских наук М.А. Арефьев
Утверждено на заседании кафедры педагогики и культуры СПбГАУ,
протокол № 7 от 28.04 2006г.
Рекомендовано к изданию
Ученым советом гуманитарно-педагогического факультета СПбГАУ (протокол №14 от 23.05. 2006г.).
Содержание
Раздел.1. Нарушения развития личности
1.1. Нарушения мышления.
1.2. Нарушения памяти
1.3. Нарушение внимания
1.4. Нарушение восприятия
1.5. Расстройства эмоций
Раздел 2. Акцентуация характера
2.1. Психопатия
2.2. Типы конституциональных акцентуаций характера
Раздел 3. Наиболее распространенные психические заболевания
3.1. Шизофрения
3.2. Маниакально-депрессивный психоз
3.3.Эпилепсия
3.4. Олигофрения
3.5. Психические расстройства органического генеза
Литература
Раздел 1. Нарушения развития личности
Существует множество определений личности. Для исследования нарушений личности психологу необходимо четко представлять, что нужно исследовать в конкретном случае: мотивы, установки, интересы, ценности, конфликты. При различных психических заболеваниях отмечаются отклонения в формировании адекватного уровня притязаний в сравнении с нормой, формируются различные патологические потребности и мотивы, нарушается смыслообразование, возможность саморегуляции и опосредования поведения, критичность и спонтанность поведения.
Ученые рассматривают связь многих болезней, их возникновение и течение с личностью человека. Они выделяют распад, деградацию личности в результате органического поражения головного мозга; патологическое развитие личности (психопатии); патологические реакции и развитие в форме неврозов. Основные задачи исследования личности:
1. Изучение роли личности в происхождении нервно-психических и соматических болезней.
2. Определение значения личностного фактора в патогенезе болезней.
3. Выявление особенностей изменения личности при разных заболеваниях.
4. Разработка эффективных личностно ориентированных методов психопрофилактики, психотерапии.
Выделяют два основных метода исследования личности – клинический и лабораторный. ............