Часть полного текста документа:Психология на службе у фармацевтических работников Н.М. Насыбуллина Психология в переводе с греческого означает "наука о душе". В наши дни в сфере интересов психологов - изучение не только психики человека, но и закономерностей ее развития. Высокая культура фармацевтического обслуживания (в аптеке, аптечном киоске или на аптечном складе) невозможна без знания основ психологии общения. Вооруженные этими знаниями аптечные работники смогут своевременно предотвратить назревающий конфликт с посетителями или внутри коллектива и решить ряд других прикладных задач. Любовь с первого взгляда... Начальным этапом общения является формирование первого впечатления о человеке. В процессе работы перед глазами фармацевтического работника проходят десятки и сотни людей. Они не похожи друг на друга, у каждого свой склад характера, свои устои и манера поведения. Наблюдая за ними, фармработник должен научиться с помощью внешних признаков определять человеческий характер. Это необходимо ему для того, чтобы при обслуживании клиентов (отпуске лекарств) быть готовым к неожиданным поступкам, требованиям и просьбам. Уже по тому, как ведут себя люди, заглянувшие в аптеку, первостольник прогнозирует последующие их действия. Если уже в первые минуты общения он сталкивается с недовольным, громко говорящим и ругающим всех посетителей, у фармработни-ка формируется отрицательная оценка данного клиента. Но всегда ли наше первое впечатление оправдывается? Оказывается, не всегда. Внешность и черты характера Людям свойственно ошибаться в восприятии других людей. Психологи объясняют это несколькими причинами. Первая из них заключается в том, что довольно часто элементы внешности связываются с конкретной чертой характера человека. Вторая - психологические качества приписываются человеку в зависимости от эстетической привлекательности его внешности. Третья - человеку невольно приписываются качества другого человека, внешне на него похожего. Четвертая - человеку могут приписываться качества того социального типа, к которому он отнесен на основе его внешних данных. Рассмотрим подробнее эти причины. В человеческом сознании укоренились не совсем верные представления о связи некоторых черт внешности с чертами характера человека. Например, высокий лоб у человека обычно воспринимается как признак ума, узкие, плотно сжатые губы интерпретируются как признак жестокости. Выдающийся вперед и четко очерченный подбородок говорит о якобы волевых качествах и т. д. Если фармработник в плену у этих не совсем научных представлений, его мнение о человеке может оказаться очень далеким от действительности. Формирование отношения к человеку на основе его привлекательности - типичная ошибка. Если человек сразу понравился вам внешне, то вы непроизвольно облагораживаете его, охотнее приписывая ему положительные качества, нежели отрицательные. И наоборот, неприятное впечатление от внешности человека распространяется и на его внутренние качества. Данное явление в психологии получило название "эффект ореола". Довольно часто человек переносит достоинства своих друзей или недостатки недругов на людей, внешне на них похожих. ............ |