Часть полного текста документа:Психология памяти. Часть 1. Наш психический мир многообразен и разносторонен. Благодаря высокому уровню развития нашей психики мы многое можем и многое умеем. В свою очередь, психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем приобретенный опыт и знания. Все, что мы узнаем, каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти известный след, который может сохраняться достаточно долго и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Под памятью мы понимаем запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта. Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков. Как протекают мнемические процессы? Например, когда мы видим предмет, который раньше уже воспринимали, мы узнаем его. Предмет нам кажется знакомым, известным. Сознание того, что воспринимаемый в данный момент предмет или явление воспринимались в прошлом, называется узнаванием. Но мы можем не только узнавать предметы. Процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого нами ранее, но не воспринимаемого в данный момент называется воспроизведением. Узнавание (воспроизведение информации при ее повторном воспроизведении). Собственно воспроизведение Припоминание (активный поиск следов прошлого опыта) Необходимой предпосылкой узнавания и воспроизведения является запечатление, или запоминание, того, что было воспринято, а также его последующее сохранение. Существует теория, согласно ей запечатляется все, с чем человек связан в жизни. В качестве подтверждения книга доктора Мэуди "500 случаев людей, вернувшихся после смерти к жизни". Феномены: * " историческая память" ( в основном у пожилых людей- воспроизведение опыта прошлого строго локализировано во времени и пространстве) * ременесценция ( со временем объем памяти увеличивается. При отсрочке воспроизведения всплывает гораздо больше информации, чем при воспроизведении сразу после запечатлевания). Т.о., память- это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Перед психологической наукой стоит ряд сложных задач, связанных с изучением процессов памяти: изучение того, как запечатлеваются следы, каковы физиологические механизмы этого процесса, какие условия содействуют этому запечатлению, каковы его границы, какие приемы могут позволить расширить объем запечатленного материала. Перед нами стоят и другие вопросы- как долго хранятся следы памяти, каковы механизмы сохранения следов на короткие и длинные промежутки времени, каковы изменения претерпевают следы памяти и как эти изменения влияют на протекание познавательных процессов человека. В истории психологии уже с давних пор предпринимались попытки объяснить связь психических процессов при запоминании и воспроизведении. Еще Аристотель пытался вывести принципы , по которым наши представления могут связываться друг с другом. Эти принципы, названные в последствии принципами ассоциации , получили широкое распространение в психологии. ............ |