Введение
Цель данной работы – обосновать с теоретических позиций современной психосоматики и психологии телесности необходимость введения в спортивную практику системы обучения интрацептивному восприятию, а также обозначить его роль в решении всех видов двигательных задач, в особенности свойственных спортивной деятельности.
Любое произвольное действие – это решение двигательной задачи в определённых условиях. Для её решения необходимо иметь некое представление о возможных вариантах, усвоенных ранее или синтезированных. Этим представлением является интегративный образ потребного будущего. Основной компонент образа потребного будущего у произвольного движения – образ тела, который сформирован главным образом внутренними ощущениями: проприоцепцией, вестибулярными ощущениями и др. Движение, рассматриваемое в данном контексте, представляет собой единый телесный «порыв» всего организма придти к субъективному представлению о будущем состоянии.
Спортивная деятельность как социокультурная форма объективации телесности
Рассмотрим подробнее свойства будущего образа тела. Он представляет собой воспоминание или синтезированное представление о внутренних, телесных ощущениях, формирующееся под влиянием культурных факторов. Как было показано Л.С. Выготским, восприятие является высшей психической функцией, опосредованной знаковыми системами. Одними из средств описания внутренних ощущений тела служат метафоры. Внутренние реалии находят в нашем сознании объяснение для себя и других хорошо знакомым и усвоенным способом. Мы чувствуем пустоту в желудке, стук в висках, некую невидимую иголку, которая колет в боку и т.д. Аналогичная система верна и для образа ещё не свершившегося состояния тела, объективно не существующего, но субъективно вполне реального.
Наибольшее развитие специальные системы метафор получил на Востоке. В физических (спортивных, боевых) практиках Восточной Азии система метафор имеет давнее и прочное развитие. Древние восточные культуры не проявляли столь характерной для западных цивилизаций тенденции к разграничению материального и идеального, физического и духовного развития. В известной степени для Востока эти два развития тождественны.
В качестве примера можно рассмотреть традиционное для Китая боевое искусство – ушу. На самом деле это общее название почти всех боевых искусств Китая, которые могут отличаться друг от друга коренным образом. Эти искусства принято именовать стилями ушу. И уже в названиях этих стилей прослеживается символизм (примеры т.н. внешних стилей – стиль тигра, стиль обезьяны, стиль богомола и т.д.). Ещё более явно метафоричность обнаруживает себя в названиях конкретных техник. Следуя их названиям, боец должен течь как вода, гореть как огонь, жалить как холодный ветер и т.д. Тут для построения образа потребного будущего используется образ будущего субъекта абсолютно отвлечённый от объективной реальности. Боец стремится не столько принять нужную позу, пройдя несколько предшествующих, сколько именно стать ветром, огнём и т.д. Он совершенно не ориентируется на своё «реальное» тело.
Является ли такая позиция более продуктивной для развития двигательных навыков, чем западные системы преподавания, вопрос спорный. ............