Часть полного текста документа:Психология труда и человеческого достоинства "Субъекты" и "объекты" образовательного процесса в высшем профессиональном учебном заведении В современной педагогике и педагогической психологии уже давно отказываются от традиционной схемы взаимоотношений преподавателей и учащихся, когда преподаватель выступает в роли "носителя" знания и его активного "проводника" в сознание обучающихся, т.е. выступает в роли "субъекта образовательного процесса", а учащиеся лишь "воспринимают" предлагаемые знания, фактически оставаясь в пассивной позиции "объектов педагогического воздействия" со стороны преподавателей. Новая схема основана на том, что и преподаватели, и студенты являются активными "субъектами" образовательного процесса. При этом преподаватель выступает в роли "субъекта организации образовательного процесса", а студент - в роли "субъекта учебной (учебно-профессиональной) деятельности". Но здесь возникает очень непростая и вполне реальная проблема: не все студенты готовы быть такими подлинными "субъектами", и многих из них приходится еще долго готовить к тому, чтобы они стали настоящими студентами. К сожалению, современная общеобразовательная школа далеко не всегда готовит выпускников (и будущих абитуриентов вузов) к обучению в высшей школе, лишь "напичкивая" (или "нашпиговывая") их всевозможными и часто несистематизированными знаниями. При этом свою главную задачу - "научить учиться" - школа часто не выполняет. Вступительные экзамены также часто не выявляют самого главного качества абитуриента - его готовность и умение быть студентом, проверяя лишь его "знания" (нередко приобретенные с помощью "репетиторов-натаскивателей"), что еще больше осложняет проблему. В связи с этим возникают очень непростые вопросы: 1) как лучше формировать у студентов готовность быть "субъектами учебно-профессиональной деятельности"? 2) как работать в группах студентов, среди которых кто-то все-таки готов выступить в роли подлинных "субъектов", а кто-то вообще не желает занять активную позицию (ему проще оставаться "потребителем" знаний, как его приучили к этому в школе, где он был "отличником" или даже "медалистом"). Полезно разобраться в том, что значит "быть субъектом учебной деятельности" и в чем суть "учебной деятельности" вообще. Исходя из того что каждая деятельность предметна, следует рассмотреть, с каким предметом имеет дело ученик уже в начале своего обучения в школе. "Кажется, что предметом учебной деятельности является обобщенный опыт знаний, дифференцированный на отдельные науки, - размышляет над данной проблемой Л. Ф. Обухова. - Но какие предметы подвергаются изменению со стороны самого ребенка? Парадокс учебной деятельности состоит в том, что, усваивая знания, ребенок сам ничего не меняет в этих знаниях. Предметом изменений в учебной деятельности впервые становится сам ребенок, сам субъект, осуществляющий эту деятельность... Учебная деятельность есть такая деятельность, которая поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлексии, оценки того, "чем я был" и "чем стал". Процесс собственного изменения выделяется для самого субъекта как новый предмет. Самое главное в учебной деятельности - это поворот человека на самого себя..." [24, с. 273]. Данные слова относятся к началу школьного обучения, и естественно, предполагают, что у выпускника (и тем более у студента вуза) сформирована именно такая "субъектность", именно такая готовность к "учебной деятельности", в основе которой лежит "рефлексия" собственного самоизменения. ............ |