Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
педагогический университет
Факультет психологии
Кафедра теоретической и прикладной психологии
Квалификационная работа
на тему:
«Психолого-педагогические условия формирования социально – психологического типа личности подростка»
Исполнитель: студент 5 курса,
гр. 501 дневного отделения
факультета психологии
Научный руководитель:
К.п.н. доцент
Челябинск 2008
Содержание
Введение …………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Формирование социально-психологического типа личности подростка как психолого-педагогическая проблема …………………………. 4
1.1 Понятие социально-психологического типа личности подростка …….. 4
1.2 Особенности социально-психологического типа личности подростка ....14
1.3 Теоретическое обоснование психолого-педагогических условий формирования социально-психологического типа личности подростка …... 34
Глав 2. Исследование социально-психологического типа личности подростка…………………………………………………………………………52
2.1 Этапы, методы и методики исследования ………………………………... 52
2.2 Характеристика выборки и анализ результатов исследования …………. 58
Глава 3 Опытно-экспериментальное исследование психолого-педагогических условий, формирования социально-психологического типа личности подростка…………………………………………………………………………62
3.1 Программа формирования социально-психологического типа личности подростка ……………………………………………………….……………… 64
3.2 Анализ результатов опытно-экспериментального исследования ……… 74
Заключение ……………………………………………………………………... 80
Список литературы …………………………………………………………….. 83
Приложение.
Введение
Главной задачей построения нового демократического, цивилизованного общества является наличие полноценных деятельных граждан, способных реализовать себя и свои потребности в условиях современной социально-экономической ситуации. Отсюда следует, что важным социальным фактором для общества является становление и индивидуализация типа личности. Только человек, адекватно оценивающий себя, может также адекватно оценивать других людей и верно отражать мир. От типологии личности зависит большая или меньшая уверенность в своих силах, осознание результата как успеха или неуспеха и его причины. Отношение к допущенным ошибкам и ряд других важнейших моментов. Тип личности может быть средством самоутверждения, создания у окружающих более благоприятного впечатления о себе. Тип личности является центральным психологическим аспектом качества человека, от типологии личности зависит активность личности, ее участие в деятельности коллектива, ее стремление к активной жизненной позиции. Человек, о котором думают, как о никчемном, ничего не стоящем субъекте, часто неохотно прилагает усилия, чтобы улучшить свою судьбу. Наоборот, те, кто высоко себя ценят, часто склонны работать с большим напряжением, считая ниже своего достоинства работать недостаточно хорошо. Иными словами, от качеств личности зависит, способен ли человек бы хозяином своей судьбы или ее рабом, а от этого во многом зависит его положение в обществе. ............