Введение
Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, ибо уже сейчас «в полной мере ясно, что планируемое человеком производство материальных благ порой одновременно выступает и как непланируемое им «производство» губительных эффектов на выходе биосферного сверхорганизма, причем в таком масштабе, что это грозит полным уничтожением всего живого на Земле, включая и самого человека» [17].
Народы и государства планеты Земля со всей очевидностью начинают осознавать: стихийно и бесконтрольно использовать ее природные ресурсы нельзя. Сбываются пророческие слова Ф. Энгельса, который еще в прошлом веке пытался предостеречь: «Не будем, однако, слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит» [16].
Важнейший аспект в решении вопроса сохранения природных ресурсов Земли – образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение.
В 80-ые годы продолжалось широкомасштабное движение в нашей стране. Активизировались наука и практика: велись интенсивные исследования в области экологического образования на кафедрах педвузов, сотрудниками лаборатории экологического образования школьников специально созданной в Академии педагогических наук. Педагоги, творчески относящиеся к работе, искали новые формы природоохранной деятельности со школьниками, а методисты и воспитатели разрабатывали основы природоохранного воспитания в детском саду.
В дошкольной педагогике велись исследования по отбору и систематизации природоведческих знаний, отражающих ведущие закономерности живой и неживой природы. Это работы И.А. Хайдуровой (1974 г.), С.Н. Николаевой (1979 г.), Е.Ф. Терентьевой (1980 г.), З.П. Плохий (1983 г.), Н.Н. Кондратьевой (1986 г.), А.М. Федотовой (1987г.), И.А. Комаровой (1991 г.), Т.Г. Табукашвили (1998 г.).
Главная направленность этих исследований – отбор и систематизация экологически значимого содержания знаний о природе для детей дошкольного возраста. В исследованиях, посвященных живой природе, в качестве ведущей была выбрана закономерность, которой подчиняется жизнь любого организма, а именно зависимость существования растений и животных от внешней среды. А.М. Федотовой установлено, что дошкольникам легче усваивать обобщенные представления о группах неродственных животных, проживающих на одной территории и имеющих морфофункциональное сходство, чем понятия о систематических единицах.
Эти работы положили начало экологическому подходу в ознакомлении дошкольников с природой [19].
Яркий след в истории экологического образования оставила Третья Всесоюзная конференция, проведенная осенью 1990 г. в Казани. Была показана необходимость нового экологического образования, центром которого должна стать забота о Доме – нашей планете Земля [19].
Формирование экологического сознания, экологической культуры – это длительный процесс, который может осуществляться на протяжении всей жизни человека под влиянием идеологии, политики, искусства, научных знаний, производственной практики, образования и просвещения.
Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатлениями, которые надолго (а порой на всю жизнь) остаются в памяти человека [20].
Таким образом, рассуждения об экологической проблеме, о значении экологического сознания и культуры имеют непосредственное отношение к практике дошкольного воспитания.
С.Н. ............