Контрольная работа по психодиагностике
ПСИХОМЕТРИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК
1. ТРУДНОСТЬ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
Теоретическая справка
Определение степени трудности тестовых заданий является обязательной процедурой, с которой начинается анализ качества разрабатываемого теста. Основная цель анализа трудности заданий сводится к выбору оптимальных по сложности заданий, которые затем можно было бы упорядочить по нарастанию сложности. Тест не должен включать слишком легкие и слишком трудные задания. Обычно, если задачу решает большинство, ее помещают (как легкую) в начале теста. Если задачу решает незначительный процент испытуемых, то ее (как трудную) помещают в конце теста.
Трудность задания определяется числом правильных ответов на данное задание в сравнении с общим объемом выборки по формуле:
,
где – количество испытуемых, давших правильный ответ, – общее количество испытуемых.
Чем легче задание, тем выше этот показатель (А. Анастази,1982). Для большинства тестов принято, что задания с от 0,8 до 0,2 считаются удовлетворительными. То есть задачи, с которыми не справилось более 80% и менее 20% испытуемых, в тест не включают как мало полезные. Анастази считает, что уровень трудности должен иметь некоторый разброс, но в среднем он должен составлять 0,5. Именно в этом случае, тест обеспечивает лучшую дифференциацию результатов (см. ниже о дискриминативности теста).
Если при составлении теста необходимо расположить его задания в порядке возрастания трудности, то тогда необходимо сравнить насколько одна задача трудней другой. Для этого используют статистические критерии, специально предназначенные для оценки значимости различий. В данном случае, чаще используют критерий хи-квадрат Мак-Немары:
([b - c]-1)2
c2= ¾¾¾¾ , где
b + c
где b – количество решивших первую задачу, но не решивших вторую,c – количество решивших вторую задачу, но не решивших первую.
При χ2 > 6,63[1] различия в индексах трудности двух задач следует считать достоверными.
Задание 1. Расчет индекса трудности заданий
Цель задания: овладение приемами расчета индекса трудности заданий и их сравнения.
Оснащение: микрокалькулятор, таблица первичных результатов (таблица №1).
Таблица №1
Первичные результаты исследования с помощью теста Равена
Испытуемый Номер задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 1 + + + + – + – – + + + + 2 + – + + – + – – + + + + 3 + + + + – + + – – + + – 4 + + + + + + + + + + + + 5 + + + + – – – – + + + + 6 + + + + + + + – – + + + 7 + + + + + + + + + + + + 8 + – + + – – – – + + + + 9 + + + + + + + + + – – + 10 + – + + – – – + + + + + 11 + + + + + + – – – + + + 12 + + + + + + + – + + – + 13 + + – + – – – – – + + – 14 + + + + + + + – + + – + 15 + + + + – + + – + + + + 16 + + + + + + + – – + + + 17 + + + + + + – + + – – + 18 + + + + + + + + – + + + 19 + – + + – – – + + + + – 20 + + + + – + – + – + + + Частота решаемости 20 16 19 20 11 15 11 8 13 18 16 17
Порядок работы:
1. Рассчитываем индексы трудности всех 12 задач.
По формуле ,
Номер задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 частота решения (Nn) 20 16 19 20 11 15 11 8 13 18 16 17
U1=20/20=1 U2=16/20=0,8 U3=19/20=0,95 U4=20/20=0,55 U5=11/20=0,55 U6=15/20=0,75
U7=11/20=0,55 U8=8/20=0,4 U9=13/20=0,65 U10=18/20=0,9 U11=16/20=0,8 U12=17/20=0,85
2. Выделяем задачи, индекс трудности которых оказался оптимальным или близким к оптимальному для данной выборки испытуемых. ............