Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Владимирский государственный университет
Факультет права и психологии
Кафедра психологии
Доклад по психиатрии:
Психопрофилактика пограничных нервно-психических расстройств у детей
г. Владимир 2008
Психопрофилактика пограничных нервно-психических расстройств у детей
Распространённость нарушений психического здоровья у детей
Сложившаяся в последние годы в России социально-экономическая ситуация объективно привела к ухудшению психического здоровья населения. Чёткую тенденцию к ухудшению психического здоровья детей и подростков отмечают многие отечественные авторы: Бойко В.В., Сафонова Т.Я., Фролова А.Д., Исаев Д.Н., Антропов Ю.Ф., Шевченко Ю.С. По данным НИИ психиатрии РФ, распространённость основных форм психических заболеваний в детском возрасте составляет 15 %, а в подростковом – уже 20-25%. Увеличивается число детей с невротическими и неврозоподобными расстройствами, с задержкой психического развития. Показано, что 80 % случаев систематической школьной неуспеваемости обусловлены различными состояниями интеллектуальной недостаточности, включая задержку и дебильность. В детских домах такие отклонения в психике имеют до 90 5 детей. Около 30 % учащихся классов выравнивания с задержкой психического развития страдают пограничными психическими расстройствами как вторичным нарушением.
Общие сведения о психопрофилактике
нервный психический расстройство психопрофилактика
Определение психопрофилактики
Профилактическое направление является основным в педиатрии. Профилактическая медицина – это система мероприятий, способствующих предупреждению заболеваний и инвалидизации. Она направлена на:
1. Предупреждение развития заболевания (первичная профилактика), в частности это возможно в отношении неврозов, психогенных расстройств личности, нарушения поведения, а также психических расстройств в связи с травмами и инфекциями головного мозга и некоторыми формами олигофрении. Первичная профилактика неврозов и психогенных расстройств личности в значительной степени зависит от адекватного воспитания ребёнка в семье и образовательных учреждениях. Кроме того, она включает в себя мероприятия, направленные на предупреждение возникновения у детей состояний напряжения и стресса.
2. Выявление предвестников, ранних признаков заболеваний с целью предупреждения развития его тяжёлых проявлений (вторичная профилактика) путём профилактического осмотра детского населения. Важным также является на данном этапе всесторонний анализ причин школьной дезадаптации.
3. Предотвращение прогрессирования ограничения функций, нарастания инвалидизации при уже выявленных заболеваниях (третичная профилактика).
Ситуации риска нарушения психического здоровья.
По данным ВОЗ, нарушения психического здоровья у детей чаще носят ситуационно обусловленный характер. Ситуация является естественным сегментом социальной жизни, определяющимся вовлеченными в неё людьми, местом действия и сущностью деятельности. ............