Министерство образования Российской Федерации
Томский Государственный Педагогический Университет
Факультет начальных классов (дошкольное отделение)
Квалификационная работа
Психосексуальное воспитание детей
в условиях семьи и детского сада
Выполнила:
Н.В. Глебова, группа 683
Руководитель:
Г.Б. Черевач
старший преподаватель
кафедры психологии
и педагогики дошкольного
и начального образования ФНК
Томск-2002
Оглавление
Введение…………………………………………………………… стр. 3 1. Проблемы психосексуального воспитания детей дошкольного возраста…………………………………………………………….. стр. 9 1.1. Основные направления психосексуального воспитания детей дошкольного возраста…………………………………………….. стр. 9 1.2. Психосексуальное развитие детей дошкольного возраста……... стр. 14 1.3. Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста………… стр. 26 1.4. Роль родителей в половой идентификации ребенка……………. стр. 30 2. Материалы методологии и методы исследования психосексуального развития и полоролевого воспитания дошкольников… стр. 40 2.1. Методика и методы экспериментально-психологических исследований………………………………………………………… стр. 40 2.2. Результаты исследований………………………………………… стр. 43 Выводы. стр. 46 Словарь терминов. стр. 47 Литература. стр. 48 Приложение.
Введение.
Восточная легенда рассказывает, что Создатель сотворил человека единым, но, разгневавшись на него, разрубил на две половинки. Одна стала мужчиной, а другая – женщиной. С тех пор они, такие разные, ищут по свету друг друга, чтобы обрести полноту существования…
Тема мужского и женского стара как мир. К ней обращались философы, поэты и врачи. Проблемы психосексуального воспитания относились к числу, во-первых, наиболее запутанных, а во-вторых, пренебрегаемых, а то и попросту изгоняемых областей школьной педагогики.
Согласно одной из самых авторитетных западных концепций отличия между мужчиной и женщиной предопределены врожденными, инстинктивными программами. Для секстипичного мужского поведения характерны творческая активность, решительность, рассудочность, стремление к соревнованию и достижению поставленных целей. Для женского – пассивность, нерешительность, зависимое поведение, отсутствие логического мышления, а также большая, чем у мужчин, эмоциональность и социальная уравновешенность. Основоположник этой психологической школы, Зигмунд Фрейд, полагал, что личность тогда развивается гармонично, когда следует этим моделям. Он очень тонко и точно чувствовал и ставил основные сексологические проблемы. Его работы опровергли однозначное сведение сексуальности к функционированию половых органов, выявили связь индивидуального полового поведения с культурными нормами, помогли понять социальные и психологические предпосылки некоторых сексуальных нарушений, сексуальных символов и запретов. Чрезвычайно важным было осмысление роли и значения сексуальности в жизни человека. Зигмунд Фрейд говорил, что “…сексуальность непостижима вне личности, как и личность непостижима вне сексуальных переживаний”.[13, с. 21]
Следующий крупный шаг в развитии сексологии был сделан американским исследователем А. Кинзи. ............