Часть полного текста документа:Психосемантические механизмы управления двигательными действиями человека Заслуженный работник физической культуры РCФСР, доктор педагогических наук, профессор Д.Д. Донской Российская государственная академия физической культуры Член-корреспондент МАГО, доктор педагогических наук, профессор С.В. Дмитриев Нижегородский государственный педагогический университет, Нижний Новгород В двигательной деятельности человека, которая порождается его сознанием и сама его формирует, проблема управления действиями, процессом их формирования и совершенствования представляет собой важнейшую основу двигательных технологий. В последние годы в процессе развития основополагающих идей Н.А. Бернштейна о двигательной активности человека на четырех Всероссийских конференциях (Нижний Новгород, 1992, 1994, 1996, 1998) и двух Международных конгрессах по физической культуре (Санкт-Петербург, 1996 и Москва,1998) отчетливо выявились основные разделы отечественной биомеханики: медицинская, инженерная и педагогическая. Последняя, охватившая не только спорт, но и все направления гуманистически ориентированной физической культуры (В.И. Столяров, И.М. Быховская, Л.И. Лубышева), наряду с телесным бытием человека (культурой физического здоровья и телосложения) дополняется его духовно-социальным бытием (культурой личности, мышления и деятельности), проявляющемся в соответствующем поведении человека и стиле (образе) его жизни. Телесность и духовность - основные формы существования и поведения человека. В русле данной концепции нами разрабатывается антропоцентрическое направление биомеханики , в котором действия рассматриваются как способы решения двигательных задач, формируемых в сознании личности. Двигательное действие - это психический акт с физическим проявлением. Кроме общепсихологических процессов здесь особое внимание уделяется позиционно-личностным принципам смысловой организации деятельности, психосемантическому подходу, изучающему генезис, строение и функционирование индивидуальной системы значений и смыслов, опосредующих механизмы двигательных действий. Физические упражнения всегда осуществляются в процессах смыслового проектирования и построения систем движений. Двигательные действия целенаправленны, отличаются не только наличием цели, но и устремленностью к ее достижению. Они построены как ценностно ориентированные и смыслооргани зованные, что основано на психосемантическом подходе - осознавае мом представлении о действии, включающем вербальные (словесные) и образные компоненты. Понятия о цели, ценности и смысле, главные в психосемантике, по содержанию неразрывно взаимосвязаны и составляют самое существенное в деятельности человека, порождающей его сознание. Отметим, что сознание для нас - не только сфера осознанного, но и синоним всей духовной, психической жизни в целом. Психосеман тическая организация разворачивается как в предварении действия, так и в его осуществлении посредством соответствующих сложнейших механизмов преобразований управления системами движений на основе ценностно-смысловых ориентиров. При господстве в XX веке естественных наук зарождающаяся биомеханика как наука о движениях живых существ обычно не поднималась выше механики и биологии, что и было отражено в ее наименовании. ............ |