Часть полного текста документа:Пушкин в театре А.С.Пушкин внес огромный вклад в русскую литературу, особенно в поэзию, возможно, ему просто не хватило времени, чтобы вплотную заняться драматургией. В распоряжении театрального режиссера имеются только "Борис Годунов" (1825) и "Маленькие трагедии" (1830), а также 2 незаконченные работы - "Русалка" (1832) и "Сцены из рыцарских времен" (1835). Однако эту несправедливость по отношению к великому поэту исправили русские композиторы и либреттисты. Особенно П.И.Чайковский. Первой его оперой, написанной на сюжет пушкинских произведений, стала опера "Евгений Онегин" (1878), впервые поставленная в марте 1879 г. в Московской консерваториии. Далее следует опера "Мазепа" (1883). Композитор, испытывая пиетет к гениальному поэту, в то же время, отнюдь не буквально следует литературному первоисточнику. Впрочем, это - общее правило, подтверждаемое всей историей жанра: талантливые либретто, написанные на материале литературных произведений, весьма значительно изменяют их сюжет.# В начале 1888 г. Модест Ильич Чайковский принялся за работу над либретто оперы "Пиковая дама", а Петр Ильич Чайковский, прочитав его уже в конце 1889, увлекся им и написал музыку. 3 марта 1890 г. "Пиковая дама" была закончена, а премьера ее состоялась 7 декабря 1890 г. в Мариинском театре. Эстафету принял Н.А.Римский-Корсаков. Увлекаясь больше сказочными образами, нежели трагедийными, он пишет оперы по сказкам Пушкина: "Сказка о царе Салтане" (1900) и сатирическую оперу "Золотой петушок" (1907) (либретто написал его друг В.И.Бельский), которая оказалась последней большой работой композитора. Кроме того, М.И.Глинка пишет оперу "Руслан и Людмила" (1842), а М.П.Мусоргский, воспользовавшись уже готовым для театра текстом, пишет оперу "Борис Годунов" (1869). Одно из самых удачных воплощений поэзии Пушкина в русской музыке 20 века мы находим у Г.Свиридова в хоровом цикле "Пушкинский венок". В 1934 г. в Ленинграде был поставлен балет композитора Б.Асафьева "Бахчисарайский фонтан" по одноименной поэме Пушкина. Спустя 15 лет, к 150-летию со дня рождения поэта, была осуществлена постановка балета Р.Глиэра "Медный всадник", созданного по другой поэме Пушкина. Пушкин о театре Мы с детства знаем строчки из "Евгения Онегина", посвященные прекрасному искусству балета: Театр уж полон; ложи блещут; # Партер и кресла, все кипит; В райке нетерпеливо плещут, И, взвившись, занавес шумит. Блистательна, полувоздушна, Смычку волшебному послушна, Толпою нимф окружена, Стоит Истомина; она, Одной ногой касаясь пола, Другою медленно кружит, И вдруг прыжок, и вдруг летит, Летит, как пух от уст Эола; То стан совьет, то разовьет, И быстрой ножкой ножку бьет. А стихотворение "К молодой актрисе", может быть, менее известно, но написано с большой долей критики по отношению к актерской профессии. Ты не наследница Клероны, Владелец Пинда начертал; Твой голосок, телодвиженья, Немые взоров обращенья Не стоят, признаюсь, похвал И шумных плесков удивленья; Жестокой суждено судьбой Тебе актрисой быть дурной. Но, Клоя, ты мила собой. Тебе во след толпятся смехи, Сулят любовникам утехи - Итак, венцы перед тобой, И несомнительны успехи. Ты пленным зрителя ведешь Когда без такта ты поешь, Недвижно стоя перед нами, Поешь - и часто не в попад. А мы усердными руками Все громко хлопаем; кричат: "Bravo! bravissimo! чудесно!" Свистки сатириков молчат, И все покорствуют прелестной. ............ |