Введение
Актуальность темы исследования обусловлена процессами реформирования современного Российского государства, в котором местное самоуправление одна из основ конституционного строя и форма народовластия, осуществляемая посредством прямого участия населения в решении вопросов местного значения и через деятельность органов местного самоуправления, относительно самостоятельная подсистема жизнедеятельности, интересы развития которой следует рассматривать как фактор стабильности системы публичной власти в стране.
Важный аспект актуализации темы в необходимости исследования типов и видов муниципальных интересов, воздействующих на основные сферы жизнедеятельности местного сообщества.
На этой основе становится возможным углубленный анализ таких реальностей, обусловливающих социально-политическое содержание муниципальных интересов как «организационная сфера муниципального образования», «территориальная организация системы местного самоуправления», «социальная сфера муниципального образования, «муниципальное хозяйство», «муниципальная экономика».
Актуальность исследования муниципальных интересов обусловливается причинами гносеологического порядка: существующим уровнем познавательной практики, правовой культуры и правосознания значимыми для эффективности управленческих решений и муниципального менеджмента, обеспечения норм муниципального права и муниципального нормативно-правового процесса - новых сфер правовой действительности в России. Следует констатировать, что такие ключевые понятия как «местное самоуправление», «муниципальная власть», «муниципальное образование», «муниципальная экономика» требуют выявления четких взаимосвязей с муниципальными интересами.
Актуальность темы обусловлена и необходимостью исследования субъектного потенциала муниципальных интересов, прежде всего форм активизации основного субъекта муниципальной практики – населения муниципального образования, а также деятельности органов местного самоуправления. Посредством данной составляющей возможен анализ «субъект-объектных» отношений в системе местного самоуправления и особенностей перехода от доминирующей схемы управления «субъект-объект» к схеме «субъект-субъект» при которой муниципальные органы и население выступают как равные партнеры, конкретизируются задачи перехода от местного самоуправления как системы управления к системе самоорганизации и самодеятельности самих граждан.
В качестве итогового аргумента отметим, что недостаточная изученность особенностей представления, обеспечения и удовлетворения муниципальных интересов, взаимодействия с государственными интересами, в частности, на «стыке» регионального и муниципального уровней системы публичной власти; механизма координации взаимодействия и разграничения полномочий между органами государственной и местной власти, отсутствие четких представлений об организационных формах обеспечения муниципальной практики в условиях «двухуровневой» системы и нового типа территориальной организации местного самоуправления, формирования и функционирования новых видов муниципалитетов также актуализирует тему исследования.
Для решения отмеченных проблем и совершенствования системы и процесса управления системой реализации интересов жителей муниципального образования необходима комплексная диагностика основных направлений и результатов управленческой деятельности, что обуславливает актуальность разработки инструментария оценки реализации и результативности управления социально-экономическим развитием муниципальных образований.
Степень разработанности проблемы. Проблемы развития системы реализации интересов жителей муниципальных образований стали привлекать внимание исследователей сравнительно недавно. ............