Часть полного текста документа:Пути интеграции функциональной системы налогового менеджмента в организационную структуру коммерческих банков А.А. Леушев Игнорирование налоговых рисков может привести к существенным негативным последствиям как в виде прямых потерь по налоговым санкциям, так и в виде упущенной выгоды в результате принятия неэффективных управленческих решений. Необходимость максимально экономичным образом снизить возможные налоговые последствия до минимально возможного уровня является основной причиной для внедрения налогового менеджмента в систему управления коммерческих банков. При этом корпоративный налоговый менеджмент следует рассматривать как подсистему менеджмента, охватывающую процессы налогообложения на корпоративном уровне, направленную на создание функционального налогового механизма и обеспечение его эффективной работы для достижения финансовых целей банка путем оптимизации способов использования предоставленных законом прав и исполнения своих налоговых обязанностей и обязательств. Налоговый механизм на корпоративном уровне является совокупностью функциональных подсистем налогового менеджмента, которые выражают конкретную форму проявления его сущности. Функции налогового менеджмента представляют собой взаимосвязанные и взаимозависимые этапы управленческого цикла, соблюдение баланса между ними позволяет говорить о создании оптимального налогового управления. Набор конкретных средств воздействия нужно определять исходя из сложившейся финансово-экономической ситуации, однако в качестве основных функций целесообразно выделять: 1. Организацию, координацию и регулирование. Организация - это в первую очередь выбор структуры управления и формирование системы подразделений, закрепление их задач и полномочий. Координация внутренних связей призвана обеспечить целостность управленческого цикла, применение наиболее эффективных инструментов для решения конкретных задач, сокращение трудовых и временных затрат. Регулирование необходимо для поддержания управляемых процессов в рамках заданных параметров путем использования средств воздействия для изменения количественных и качественных характеристик объекта налогового менеджмента. 2. Налоговый анализ, который можно разделить на два основных блока: • анализ внешней правовой и экономической среды - тщательное изучение особенностей современного налогового законодательства, тенденций его изменения и законопроектов, а также исследование рыночной конъюнктуры; • внутрибанковский анализ, базирующийся на отчетно-аналитической информации и необходимый для выявления приемов налоговой оптимизации, давших положительные результаты, причин неудач и зависимостей между положениями налогового законодательства и финансовыми результатами. 3. Налоговое прогнозирование - предвидение возможного налогового состояния дел банка. Как правило, прогноз составляется на долгосрочный или среднесрочный период и является важным источником информации для выработки стратегии налогового планирования. 4. Налоговое планирование в узком смысле - это деятельность, направленная на определение объемов конкретных налоговых обязательств на очередной период. Однако налоговое планирование следует трактовать шире, оно должно включать разработку на основании прогнозов и аналитических данных вариантов осуществления банком коммерческой деятельности и, соответственно, моделей налогообложения, а также систематический анализ различных налоговых альтернатив для обеспечения выбора оптимальных из них, с точки зрения общих целевых установок. 5. ............ |