Пути обновления системы повышения квалификации педагогических работников в РК
Кудайбердиев Темирхан Кожабаевич
проректор Карагандинского института
повышения квалификации и переподготовки
государственных служащих
и работников образования
Успешная реализация государственной программы развития образования РК на 2011-2020 годы всецело зависит от готовности к изменениям управленческих и педагогических кадров.
Отсюда особую актуальность приобретает задача совершенствования кадрового потенциала работников образования.
Система переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров является главным источником получения педагогами и управленцами новой информации, нового знания и новых навыков.
Именно поэтому данная система, в известной мере, несёт ответственность за подготовленность работников образования к модернизационным процессам. Но существующая модель ПК данную стратегическую задачу решить не может. Поэтому её необходимо обновить.
Предложения по обновлению системы повышения квалификации педагогических работников в РК должны вытекать из проблем системы и направлены на их разрешение.
Логика обновления СПК педагогических работников в РК Проблемы СПК Причины проблем Принципы модернизации Направления модернизации СПК
1. Скорость изменений, происходивших в региональных ИПК существенно ниже темпов реформирования образования.
2. Отсутствие простых и быстродействующих механизмов обнаружения и распространения через систему ПК инновационных практик, возникающих в «точках роста».
2. Система ПК слабо ориентирована на изменение уровня квалификации.
1.Монополизм ИПК.
2. Недостаточная заинтересован-ность ИПК в совершенство-вании своей деятельности, что тормозит развитие региональной системы образования.
3. Постепенное нарастание конкурентной борьбы среди образовательных учреждений, реализующих программы дополнительного и высшего профессионального образования.
1. Организация ПК в режиме персонификации государственных обязательств.
2. Формирование содержания образования индивидуально для каждого слушателя, путем выбора модулей.
3. Программы повышения квалификации должны гибко изменяться в зависимости от интересов педагогов, а значит от образовательных потребностей детей.
4. Средства на ПК должны предоставляться коллективам школ на принципах подушевого финансирования, чтобы педагоги могли выбирать и программы и организации ПК.
3. Самостоятельное определение сроков и форм повышения квалификации педагогами.
4. Внешняя экспертиза и конкурсный отбор модулей для обучения
1.Отказ от монополии ИПК.
2. Превращение ИПК в методические и ресурсные центры развития образования, в которых отработаны и тиражируются
механизмы сопровождения развития работников образования, организаций образования и систем образования.
3. Создание ваучерной системы финансирования ПК.
4. Преобразование методических служб отделов образования районов и городов в ресурсные центры дополнительного профессионального образования и развития регионального образования.
Задачи обновления системы ПК педагогических работников в РК:
Разработка «Положения об индивидуальной программе профессионального роста педагогического работника».
Индивидуальная программа профессионального роста педагогического работника – это документ, определяющий индивидуальную траекторию профессионального развития каждого педагогического работника.
Индивидуальная программа разрабатывается педагогом на основе индивидуальной карты достижений и недостатков в профессиональной деятельности в контексте требований типовых квалификационных характеристик должностей педагогических работников, требований современной казахстанской модели образования и представляет собой индивидуальный маршрут преодоления недостатков и повышения квалификации (профессиональной компетентности).
Индивидуальная программа профессионального роста педагогического работника – это один из механизмов реализации идей накопительной системы повышения квалификации. ............