Содержание
Введение
Глава 1. Познавательная деятельность в процессе обучения.
1.1 Мотивационный аспект познавательной деятельности
1.2. Внимание как условие познавательной активности
1.3. Воображение в структуре познавательной деятельности.
1.4. Активность в стимулировании учебной деятельности.
Глава 2. Проблемное обучение как средство повышения познавательной активности учащихся
2.1. Сущность проблемного обучения
2.2. Проблемная лекция и способы организации решения проблемы
2.2. Семинарское занятие в проблемном обучении.
Глава 3. Приемы, способы и средства активизации познавательной деятельности на учебных занятиях
3.1. Задачи и задания
3.2. Вопросы и их роль в активизации деятельности студентов
3.3. Приемы активизации
3.4. Технические средства обучения
Заключение
Библиография
Введение
Среди современных проблем педагогики требующих первостепенного внимания,— вопросы развития познавательной активности, творческих способностей студентов является проблемой сложной и многоаспектной.
Наблюдения показывают, что многие студенты учатся далеко не в полную меру своих возможностей. Объясняется это частично тем, что преподаватели не всегда применяют формы и методы обучения, способствующие повышению активной познавательной работы студентов. Хотя сами студенты (особенно студенты первых курсов) не проявляют должного внимания учебному процессу.
В результате исследований обнаружено, что общеобразовательная деятельность мотивируется познавательными интересами более 40% студентов первого курса. У значительной части 50% обучающихся нет интереса к содержательной стороне профессиональных знаний. Теоретические познавательные интересы, как самоцель, наблюдаются среди студентов лишь в 3% случаев.
Мысль о том, что обучающийся должен быть активен в обучении, известна в педагогике с давних времен. Еще Сократ побуждал своих учеников к активному усвоению знаний путем постановки наводящих вопросов (отсюда сократический метод проведения беседы). С тех пор педагоги часто возвращались к проблеме активности обучающихся. В современной педагогике общеобразовательной школы многие исследователи посвятили свои работы этой проблеме (А. М. Арсеньев, Н. К Гончаров, М. А. Данилов, И. Я. Лернер, М. И. Махмудов, Н. А. Половникова, М. Н. Скаткин и другие).
Однако данная проблема исследована еще недостаточно. Неразработанность проблемы активизации, развития творческой активности студентов является одной из главных причин того, что в периодической печати, методических пособиях, официальных документах указывалось на недостатки обучения студентов.
Особое значение в решении проблемы активизации учебной деятельности студентов приобретает дальнейшее совершенствование форм и методов обучения в направлении активизации познавательной деятельности студентов. Психологов, педагогов и преподавателей постоянно волновал вопрос о том, какими путями, методами достигается усвоение знаний, как развивать творческую активность обучающихся. Поэтому в процессе развития педагогики и практики обучения исследователи кропотливо отбирали и проверяли наиболее эффективные формы, методы, приемы и средства обучения.
Однако это не значит, что все занятия проходили и проводятся лишь на уровне пассивной деятельности студента. ............