Часть полного текста документа:Пять моделей управления затратами Владимир Корнюшин Чем крупнее оборот компании, чем больше у нее клиентов, тем сильнее она зависит от эффективного управления затратами. Даже прибыль здесь (как ни странно) может отойти на второй план: вся она утечет, как в черную дыру, и растворится в холодных строчках бухгалтерской отчетности. Владимир Корнюшин, директор по развитию Академии консалтингового искусства, преподаватель СПбГИЭУ и PMI Помните, в школьных учебниках по математике была такая задача - про бассейн, в который через одну трубу вода втекает, а через две вытекает, и надо было рассчитать, через какое время бассейн наполнится? Любая компания как раз и напоминает такой бассейн. По трубе, как легко догадаться, текут деньги. Причем если труба, по которой эти деньги поступают, действительно всего одна (эта труба - наша основная деятельность), то труб, по которым они утекают от нас, - великое множество. Важно еще одно - в большинстве случаев мы работаем на конкурентном рынке. А это значит, что входящая труба может и иссякнуть. Ну, например: наша цена не может быть выше, чем у конкурентов, притом что закупочные цены редко удается получить лучше среднерыночных, несмотря на все усилия менеджеров по сбыту и закупкам. Международный опыт бизнеса показывает, что на конкурентных рынках подчас критическими становятся не внешние, а внутренние конкурентные преимущества. Правильная система контроля и управления затратами позволяет их снижать, а значит, снижать риски бизнеса, с одной стороны, и получить большую прибыль при той же цене и обороте - с другой. Думать о хорошем Управление затратами является составляющей деятельности любой организации, причем не только бизнес-организации. Однако моделям, на основании которых осуществляется это управление, уделяется обычно не так уж много внимания. Не удивительно, что, например, большинство аудиторских фирм, которых мы просили прокомментировать их практику применения моделей управления затратами, оказались не готовы ответить на этот в общем-то прозаичный вопрос. Хотя это несколько печально. Причина скорее всего в менталитете российского предпринимателя - он хочет думать лишь об успехе и поэтому склонен с интересом говорить о прибыли, о показателях эффективности использования средств, об анализе результатов финансовой деятельности, эффективности использования капитала, но... не слишком склонен думать о затратах, хотя контроль над ними является одной из важнейших составляющих успеха. Увеличение объема продаж важная составляющая успеха, но на самом деле также часто ведет и к серьезным проблемам. Среди них - увеличение накладных расходов, снижение квалификации персонала и качества оказываемых услуг, увеличение "текучки" клиентов и снижение доли лояльных клиентов и так далее. Правильное управление затратами, в свою очередь, создает у фирмы солидный запас прочности и повышает ее эффективность, а значит, усиливает ее способность к защите своих рыночных интересов и способность при прочих равных условиях получить большую прибыль или создать больший бюджет продвижения. Модели прошлых лет По мнению генерального директора консалтинговой группы "БИГ-Петербург" Льва Григорьева, "область управления затратами - одна из самых проработанных в мировой практике. ............ |