Введение
Победа в тяжелейшей войне создала в послевоенный период в том, что именно действующая система руководства является наилучшей. Репрессии против партийно-политического аппарата в годы войны были по сравнению с предвоенным периодом незначительными. Стало казаться, что худшие времена теперь позади и люди смогут без опаски работать при существующей системе отношений. Большинство из этих работников выдвинулось на освободившиеся места после "большого террора" и, пройдя годы войны, уверовало в непогрешимость административных методов руководства.
Особое место в укреплении тотального режима принадлежало репрессивным органам, контролировавшимися Сталиным и Берия. Работала хорошо отлаженная система слежки, доносительства, контроля за мыслями.
Когда развернулось послевоенное восстановление народного хозяйства, оказалось, что восстанавливали его как-то ПО-РАЗНОМУ. Где-то строили целые города, - даже там, где и войны-то не было, - а на русской земле, по которой дважды прокатился огненный вал, восстановление шло ни шатко ни валко. В РСФСР восстанавливали в основном заводы да прочие объекты индустрии, на которых эксплуатировался труд русского человека. А жилищное и соцкультбытовское строительство было в загоне.
Направление развития культурной жизни страны задавалось властью разными способами идеологические компании, псевдодискуссии, прямые репрессии, с одной стороны, с другой - ежегодные награды и премии, формирование управляемой творческой элиты.
Критериями при решении судьбы художественного произведения или его автора служили прежде всего прагматические политические оценки «полезности» или «вредности» этого произведения с точки зрения режима. Требовалось, с одной стороны показать счастливую жизнь советского народа, трудовые подвиги свершения, мудрость вождя, с другой - формировать «образ врага», рисуя страдания угнетенного народа на Западе, агрессивность империалистов, особенно США. Часто решающую роль играли личные вкусы вождя, политические интриги партийных функционеров, склоки и доносы самих деятелей культуры.
Фабрикация дела, истоки
И.В. Сталину удавалось сохранять дистанцию при проведении погромных компаний, инициируя которые он часто выглядел защитником справедливости. Начинались идеологически кампании с выступления вождя или идеологов партии с критикой какого-нибудь произведения или явления, затем проводилось совещание ЦК, встречи с активом, на которых речи приобретали уже погромный характер. Далее следовало постановление ЦК ВКП(б) или редакционная статья в «Правде», после чего развертывалось широкое обсуждение в печати, находились и обличались новые враги, делались оргвыводы, аресты и т.п. Верховный арбитр мог лично вмешаться, за кого-то вступится или даже наказать слишком ретивых исполнителей. По такому сценарию разворачивались компании в 1946 году по постановлениям ЦК о журналах «Звезда» и «Ленинград».
Первое постановление во многом было связано с клановой борьбой между Г.М. Маленковым и А.А. Ждановым, много лет проработавшим в Ленинграде. Поэтому Г.М. Маленковым объектом критики были выбраны ленинградские журналы и авторы (А. Ахматова и М. Зощенко), а оргвыводы были сделаны по Ленинградскому горкому партии, что бросало тень на Жданова, несмотря на активное участие последнего в погромной компании. ............