"Обломов"
Выход "Обломова" был воспринят русскими людьми как важнейшее общественное событие. "В типе Обломова и во всей этой обломовщине, - писал Добролюбов в своей знаменитой статье "Что такое обломовщина?", - мы видим нечто более, нежели просто удачное создание сильного таланта; мы находим в нем произведение русской жизни, "знамение времени"".
Эти слова Добролюбова заключали в себе очень глубокий смысл. Если роман Гончарова являлся "произведением русской жизни" и "знамением времени" - значит, он отвечал главным интересам и стремлениям современности, значит, он многое объяснил в русской общественной жизни.
Передовая русская литература того времени в лице таких писателей, как Щедрин, Некрасов, Островский, Тургенев, Писемский, произносила беспощадный приговор крепостничеству. К их голосу присоединил свой голос и Гончаров. Он выступил как страстный обличитель крепостничества, "всеобщего застоя", косности, обломовщины.
Однако когда Гончаров писал "Обломова", он был далек от каких-либо революционных намерений. Говоря о себе, что в сороковых-пятидесятых годах и он проникся "новыми веяниями", Гончаров имел в виду идеалы прогресса, гуманизма и борьбы с крепостничеством, которые, по его мнению, должны были осуществиться в рамках существующего строя. Гончаров верил "в светлую перспективу будущего", и это воодушевляло его как художника, вселяло в него надежду, что ликвидация крепостнического уклада послужит делу преобразования всей русской жизни. Это и определило идейный пафос романа.
Так как борьба с крепостничеством была тогда основным жизненным интересом русского народа, творчество писателей, посветивших себя этой борьбе, не могло не быть в большей или меньшей степени народным по своей направленности и сущности. В творчестве Гончарова, так же как и в творчестве Тургенева, Островского и других, нашли свое отражение чаяния и интересы русского народа. Это позволяет говорить о существенных чертах народности в творчестве Гончарова.
Гончаров страстно стремился писать "правду жизни". По глубокому его убеждению "правда жизни", верность изображаемой действительности, "нужны художнику", чтобы служить "целям жизни", то есть прогрессивным идеалам. Все образы и картины своих произведений он черпал из действительности. Образы Обломова и обломовщины возник и сложился у Гончарова в результате вдумчивого, зоркого и длительного наблюдения над жизненными явлениями.
Известное "представление об обломовщине", по словам самого писателя, "зародилось" у него еще в детстве. В дальнейшем - в годы пребывания на родине и службы в симбирском губернском управлении, а также в Петербурге - это представление об обломовщине, о ее социальной сущности и формах проявлении на много расширилось и обогатилось. Гончаров увидел, что обломовщина является тяжким общественным пороком. И уже в сороковых годах романист поставил себе цель - изобразить "лень и апатию во всей ее широте и закоренелости", показать обломовщину как "стихийную черту", характерную для крепостнического общества.
Чтобы нарисовать это зло во всей его полноте и сущности, требовалось широкое полотно. Ни один русский роман не отображал такого большого периода жизни, как "Обломов". ............