Часть полного текста документа:"Усовершенствованный реализм" А.Айера Блинов А.К. Оскфордский философ Альфред Джулс Айер (1910 - 1989) после окончания Крайст-Черч-колледжа в 1932 отправился в Вену, чтобы познакомиться с идеями Венского кружка. Его первая книга "Язык, истина и логика" (1936) получила широкое признание и оказала значительное влияние на англоязычную философию. Это одно из наиболее ясно сформулированных изложений как логического позитивизма вообще, так и феноменалистического крыла этого течения в частности. Поэтому, в частности, эта книга отражает трудности, уже выявившиеся в ходе попыток дать точную формулировку принципа верификации - или верифицируемости ( verifiability ), как называет его Айер. Этот принцип трудно задать "так, чтобы избежать крайностей чрезмерно строгого требования ", отвергающего как бессмысленные даже суждения обыденного опыта, и "чрезмерно снисходительного лицензирования тарабарщины ", куда попадают и метафизические высказывания. Айер проводит различие между "строгим" вариантом принципа верифицируемости, согласно которому всякое неаналитическое высказывание лишено смысла, если опыт не позволяет окончательно установить его истинность, и "слабым" вариантом, согласно которому предложение осмысленно, только если оно либо является аналитическим (т.е. его смысла достаточно для установления его истинности или ложности - таковы утверждения математики и логики), либо некоторый мыслимый опыт "может иметь отношение к определению его истинности или ложности" (т.е. предложение является эмпирической гипотезой - таковы утверждения естественных наук и повседневного опыта). Айер принимает принцип верифицируемости только в его слабом варианте, оправдывая свой выбор нежеланием отбрасывать как бессмысленные универсальные законы и утверждения о прошлом на том лишь основании, что ни те, ни другие нельзя свести к имеющемуся сейчас опыту. Он согласен с Карнапом в том, что этой формулировки принципа верифицируемости достаточно, чтобы устранить метафизические высказывания; никакое наблюдение не может иметь отношение к такому метафизическому утверждению, как "мир чувственного опыта реально не существует" в силу самой его природы; никакое наблюдение не может помочь нам установить, является ли мир единой "первичной субстанцией" или множеством таких субстанций. Задачей философии, утверждает Айер, не является конкуренция с естественными науками, так как философ не располагает и не может располагать спекулятивными истинами, которые могли бы конкурировать с гипотезами науки . Достижение сверхчувственной истины исключено не в силу ограниченности человеческого разума, как считал Кант, а из-за буквальной бессмысленности любой подобной истины. Следовательно, единственное разумное занятие для философа - это выяснение значений. Задачей философии признается логическое прояснение основных научных понятий, а не попытка заключать о том, чем вещи являются в действительности. Так как все высказывания философии, соответственно сказанному, аналитичны, то нет никаких реальных причин для споров между различными философскими течениями и для существования различных философских направлений . Большинство проблем значения, связанных с обычным рассуждением, были (с определенной точки зрения) в то или иное время решены, так что задача философии в основном теперь заключается в четком анализе основных понятий науки людьми, компетентными как в философии, так и в науке . ............ |