Часть полного текста документа:Рабби Иехуда ха-Леви из Толедо Новый шаг в еврейском философском мышлении был сделан поэтом и философом Иехудой ха-Леви из Толедо (ок. 1085-1140 гг.). Если предшествующие философы стремились защитить иудаизм или религию в целом от нападок рационалистической философии, то Иехуда ха-Леви хотел показать преимущества еврейской традиции над христианством и мусульманством. С этой целью он написал книгу "Кузари", сочинение на арабском языке, имеющее подзаголовок: "Книга доводов и доказательств в защиту униженной религии". "Кузари" написана в форме диалога между еврейским мудрецом и царем хазаров (тюркского племени, проживавшего на Волге), который вместе со своим народом принял в VIII веке иудаизм. ха-Леви был первым, кто разграничил требования философии и требования Откровения или, выражаясь его собственным языком, "Бога Аристотеля и Бога Авраама". Наилучшее, что может дать философия, - это убедительные доказательства бытия Бога, господствующего в мире и организующего мир. Но все это, не достигает даже подножия веры, которая устанавливает тесную взаимосвязь между человеком и Богом. Личностная по своей природе, эта взаимосвязь может быть результатом лишь личного опыта, внутреннего просветления, откровения. Поэтому любое заявление индивида об осенившем его откровении внушает обычно сомнения и подозрения в субъективизме, самообмане и самовнушении. Подобные подозрения отпадают, однако, по отношению к Откровению, свидетелем которого был весь народ. Такое Откровение даровано было Израилю на горе Синай. Синайское Откровение становится, таким образом, для hа-Леви единственной неприступной опорой, источником ведения, знания и прямого контакта с Богом - без чего нет живой традиции и понятие Бога из реальности в нашей душе постепенно превращается в омертвелую глыбу, которую называет тем же словом Аристотель - и гарантией истинности веры. Израиль - в первую очередь народ Откровения, народ Пророков. В этом состоит его избранничество. Это поручение, а не привилегия! Оно не отклонение от нормы, а лишь одно из многих проявлений процесса Божественной селекции. Действуя в природе, Божественный отбор образует отдельные основные царства: царство неживой природы, растений, животных и человека. Подобно делению в мире природы, внутри человеческого царства идет свой процесс деления, в ходе которого некоторые индивиды наделяются особой Божественной способностью - пророческим духом, который позволяет им вступать в общение с Самим Богом. Божественная пророческая способность, которую ха-Леви называет Иньян ха-Элоки (Божественное дело, божественный смысл), была впервые вложена Богом в Адама, прямое создание Его рук, от которого она передавалась непрерывной цепочкой по наследству избранным личностям, пока эта цепь не привела к сыновьям Яакова, от которых эту способность унаследовало все израильское сообщество, которое мы теперь и называем словом "богоизбранный народ". То есть - среди прочего - избранность евреев среди всех народов мира (на которую так нешуточно обижались и так много точили зубы, но ничего не смогли с ней поделать разные религиозные и государственные мужи во все века!) означает тот простой факт, что мы настроены с Богом чисто психологически на одну "волну". ............ |