Часть полного текста документа:РАБОТА НАД ПОЛИФОНИЕЙ В КЛАССЕ БАЯНА. Введение. В своей курсовой работе я попыталась осветить основные вопросы работы над полифонией. Рассматриваемые принципы касаются занятий с учащимися музыкальных школ на начальном этапе, а также с учениками, играющими более сложные произведения. Репертуар баянистов за последние десятилетия обогатился новыми оригинальными талантливыми сочинениями, в которых сложный композиторский язык служит средством выражения глубокого содержания. Это, в свою очередь, потребовало и от баянистов поиска адекватных исполнительских средств. Многотембровый готово- выборный баян располагает богатыми художественными и техническими возможностями и позволяет исполнить такой музыкальный жанр как полифония. Свою работу я разбила на три главы, где в первой рассказывается о развитии навыков работы над полифонией, об основных задачах, о проблемах исполнения полифонической ткани. Вторая глава охватывает более узкую проблему - исполнение музыки И.С.Баха. Здесь подробно описывается работа над темпом, динамикой, над некоторыми украшениями Баха. Начальное обучение является самым главным, самым основным в общем, музыкальном развитии ребенка, поэтому третья глава полностью посвящена этой теме. Здесь я рассматриваю первое знакомство с полифонией, начальные шаги ее изучения, а также как правильно преподнести новый и довольно сложный материал ученику, увлечь его и не допустить ошибок в исполнении полифонии. Мы должны научить своего ученика слушать и слышать, наблюдать и делать отбор. Прививать ученику общую культуру, открыть ему эстетическую и познавательную ценность музыки, воспитать слух, руководить воспитанием исполнительского мастерства. Слушание и, конечно, самостоятельное исполнение полифонической музыки поможет правильно осознать красоту и богатство музыкальной культуры. I. О РАЗВИТИИ НАВЫКОВ РАБОТЫ НАД ПОЛИФОНИЕЙ Работа над полифоническими произведениями является важной областью исполнительского искусства на баяне. Это объясняется тем громадным значением, которое имеет для каждого играющего развитое полифоническое мышление и владение полифонической фактурой. Поэтому умение слышать полифоническую ткань, исполнять полифоническую музыку учащийся развивает и углубляет на всем протяжении обучения. Основные принципы работы над произведением сохраняются и при изучении музыки полифонического склада, но при этом многие требования к учащемуся приобретают несколько иной оттенок. Важнейшая характерная черта полифонии - наличие нескольких одновременно звучащих и развивающихся мелодических линий - определяет и главную задачу учащегося: необходимость слышать и вести каждый голос полифонического произведения в отдельности и всю совокупность голосов в их взаимосвязи. Вследствие этого все, что связано с ведением мелодической линии, приобретает еще большее значение и требует особого внимания педагога и учащегося. Ученик должен начинать знакомство с полифонией с первых лет занятий, благодаря чему к старшим классам школы обычно приобретает определенные навыки работы. Но иной раз приходится встречаться с отсутствием у учащихся даже пятого года обучения фактически элементарной грамотности в этом отношении. ............ |