Реферат
на тему: Ранний гуманизм в Италии
Мировоззренческой основой Возрождения стал гуманизм. Идейное содержание ренессансной культуры выразилось в научных, литературных, философских, педагогических и иных воззрениях, которые поставили в центр мира человека. Родиной гуманизма (как и Возрождения) стала Италия. В первой половине ХVв. итальянский ученый и писатель Леонардо Бруни назвал новую светскую науку о человеке, его месте в мире и поведении в обществе термином “humanitas” (человеческая природа, духовная культура), от латинского слова “humanus” “человеческий”. Поэтому весьма часто “гуманизм” трактуют как синоним слова “человечный”,”человеколюбие”.
Сами гуманисты (Ф.Петрарка, Лоренцо Валла, Леонардо Бруни) употребляли этот термин в том смысле, который вкладывали в это слово во времена Цицерона - самим Цицероном и его современниками. Например, Авлом Гелием, римским ритором II в. н.э. По Авлу Гелию термин «humanitas” означал не только” проявление человечности”, сколько “человеческую натуру”. Авл Гелий писал, что “гуманизм означает не … доброе отношение и благожелательство ко всем людям без разбора”, а называет гуманизмом – “эрудицию и осведомленность в науке и искусствах”. Итак, гуманизм – это “эрудиция и осведомленность в науке и искусствах”, в таком значении этот термин и употребляли сами гуманисты. Одним словом, в Италии ХV-ХVI вв. термин “humanitas“ означал светскую образованность. Светские науки (studiahumana) были противопоставлены науке церковной (studiadivina).В противовес studiadivinitatis – познанию божественного (наукам о божественном, составившим основу схоластической системы знания) – гуманисты выдвинули новый комплекс гуманитарных знаний – studiahumanitatis, куда входила грамматика, риторика (традиционные для средневековой системы образования), филология (преимущественно занималась сопоставлением и выверкой текстов античных авторов), история (должна была осмыслить деятельность сильных личностей и великих мира сего, а также изучать достижения культуры и усилия общества), педагогика (должна была сформировать гармонически – духовно и физически – совершенную личность), поэтика (занималась осмыслением как античной, так и современной поэзии), этика (последняя стала стержнем всего этого комплекса). Этот новый комплекс гуманитарных наук основывался на изучении древнегреческого и латинского (классического) языков. В центр всей системы гуманитарных знаний была поставлена моральная философия, в которой особое место было отведено светской этике, которая разрабатывала проблему достоинства человека, основанного на личных качествах и способностях, а не богатстве и знатности.От термина «studiahumanitatis» ведут начало термины »гуманист» (знаток и приверженец studiahumanitatis) и гуманизм.
Окончательно термин «ренессансный гуманизм» (или «гуманизм эпохи Возрожджения») сложился в научной литературе ХIХ в. на основе двух понятий «humanitas” (в значении – приущая человеку духовная высоконравственная культура) и “studiahumanitatis” (т.е. термин, обозначивший новый комплекс гуманитарных дисциплин). Профессионально изучением комплекса наук “studiahumanitatis” занимался новый слой людей - главным образом светской интеллигенции (кстати, весьма разнородный по своему происхождению. Среди ее представителей можно было встретить выходцев из самых в общем-то полярных слоев общества – от представителей купеческой среды и потомственных аристократов до сыновей крестьян и ремесленников) - гуманисты. ............