Ранний (классический) позитивизм
Введение
Позитивизм сформировался в 30-е годы XIX в. и за более чем вековую историю превратился в широкое философское течение, представленное рядом родственных философских и социологических теорий. Принято выделять три основные формы позитивизма: классический позитивизм (Конт, Милль, Спенсер), эмпириокритицизм (Авенариус, Мах и др.) и неопозитивизм. В каждой из этих форм выделяются еще и различные варианты, порой существенно различающиеся между собой.
И тем не менее все формы и варианты позитивизма объединяет одна общая идея, а именно: подлинное положительное знание о действительности, основано на опыте и фактах, может быть получено лишь в виде результатов отдельных специальных наук или их синтетического объединения, а философия, претендующая на самостоятельное содержательное исследование реальности, не имеет права на существование.
Позитивизм О. Конта
Родиной позитивизма была Франция, а его родоначальником – О. Конт (1798 - 1857). Он правильно констатировал, что все усилия философии нового времени создать метод, одинаково пригодный и для исследования общих начал всего сущего, и для конкретных наук, не увенчались успехом.
С другой стороны, развитие опытного естествознания убедительно доказывало несостоятельность претензий традиционной философии стоять над науками. И Конт выдвигает основополагающий тезис позитивизма: наука заменит собой философию.
Однако Конт не собирался совершенно упразднять философию. В шеститомном «Курсе позитивной философии» он располагает науки в ряд по убывающей степени общности (сначала идет математика, затем механика и т.д.). Завершает этот ряд социология – опытная наука об обществе. Философия в этой классификации занимает особое место. Она есть некая общая наука, призванная раскрывать связь наук и осуществлять синтез научного знания. Эта философия пользуется теми же методами, что и конкретные науки, и не имеет дело с традиционными философскими проблемами. Она не ищет первопричин и сущностей явлений и как все науки лишь описывает явления, т.е. отвечает на вопрос «Как?» и отбрасывает вопрос «Почему?»
Вся история познания, по Конту, есть последовательная смена трех «состояний» человеческого ума, трех видов мировоззрений или трех методов - теологического, метафизического и позитивного. Теологический метод характеризуется тем, что ум стремится к абсолютному знанию и пытается объяснить наблюдаемые явления действием сверхъестественных сил. Религия тем самым выдается Контом за первую ступень научного знания, подготавливающая другие ступени. Метафизический метод, по Конту, представляет собой видоизменение теологического: сверхъестественные силы заменяются здесь олицетворенными абстракциями, метафизическими «сущностями» (материя, дух и т.д.), которые признаются лежащими в основе всех наблюдаемых явлений. Позитивный метод, по Конту, предполагает научное объяснение всего сущего в соответствии с принципами позитивной философии.
Трем стадиям развития познания подчиняется и человеческая история. Теологической стадии отвечает феодально - монархический период развития человечества; метафизической – этап подъема средних классов и возвышения роли юристов; а позитивной – общество промышленников, т.е. капиталистическое. ............