Тема: "Оказание ранней коррекционной помощи в Республике Беларусь"
Для детей со множественными и тяжелыми функциональными нарушениями ранние годы являются критическими, и чем раньше ребенку будет оказана помощь, тем она будет эффективнее.
Программы раннего вмешательства сегодня интенсивно развиваются во многих странах. В США действуют целые службы раннего вмешательства. В Германии, Латвии, Литве, Эстонии эта услуга предоставляется в клиниках. Центры помощи открыты в Великобритании, Швеции, Норвегии.
Служба раннего вмешательств минимизирует потенциальные задержки развития у детей и ослабляет влияние условий, приводящих к нарушениям развития. Профилактика и коррекция нарушений уменьшает общие затраты на образовательные услуги, помогает удовлетворять потребности детей, снижает вероятность институционализации, подготавливает детей к их дальнейшей независимой жизни в обществе.
Современные позитивные изменения в мировом образовательном пространстве предопределили новое законодательно-правовое и научно-методическое обеспечение ранней социальной интеграции детей с первых лет жизни. Интенсивно развиваются новые области педагогических знаний (педагогика индивидуальности, раннего вмешательства, раннего включения).
Система образования в Республике Беларусь нуждается в таком концептуальном оснащении, которое, во-первых, позволило бы в полной мере удовлетворить современные социальные требования общества к качеству воспитания и обучения подрастающего поколения в условиях рыночной экономики, во-вторых, отражало бы важнейшие достижения мировой цивилизации XXI века в области защиты прав человека, обусловленные изменением парадигмы воспитания с "культуры полезности" на "культуру достоинства" (А.В. Асмолов).
Международные стандарты по обеспечению прав детей с первых дней жизни наиболее активно стали разрабатываться после принятия ООН Всеобщей декларации прав человека, в которой оговорено, что "материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь" (ст.25). Большую работу проводит Всемирная организация здравоохранения, разрабатывающая документы по охране здоровья и прав лиц с ограниченными возможностями (по данным ВОЗ на Земле более 500 млн. инвалидов, т.е.10% населения).
Согласно данным Министерства статистики и анализа в Республике Беларусь по состоянию на 1 января 2004 года на учете находилось 118 914 детей с особенностями психофизического развития, нуждающихся в специальных образовательных услугах, что составляет 5,68% от общего количества детей, проживающих в Беларуси. По статистическим данным почти каждый девятый ребенок дошкольного возраста имеет отклонения в психофизическом развитии и нуждается в коррекционно-педагогической помощи.
Создание единой национальной системы раннего выявления отклонений развития у детей, своевременной психолого-педагогической и медико-социальной помощи обусловлено целым рядом факторов. Помимо социально-экономических (безработица, расслоение населения по имущественному признаку, кризис института брака и др.), в ряду объективных и субъективных факторов можно выделить следующие:
увеличение числа детей-инвалидов и с проблемами в развитии;
ухудшение здоровья населения, проявление "синдрома 90-х" (В.П. ............