Введение
Рыночные отношения возникли 10 – 12 тыс. лет назад, и, соответственно, тогда возник рынок. Сначала рынком называли обмен, обращение, торговлю, встречу двух лиц для совершения сделки. Когда товарные отношения стали стабильными, распространенными и происходили в определенных местах, рынком стали называть место совершения сделок, а именно где торгуют. Затем экономисты подразумевали под термином « рынок» всякий район, где отношения покупателей и продавцов свободны и цены на одни и те же товары легко и быстро выравниваются. Следующее значение слова рынок состоит в названии им того, чем торгуют – форм товаров или товарооборота. О таком рынке обычно говорят тогда, когда изучают куплю- продажу однородных или близких товаров. Все эти значения слова « рынок» отображают состояние товарно-денежных отношений в современной мировой экономике в целом и во всех ее странах. Последнее значение стало актуальным в XX веке. Рынком называют способ продажи товаров -производство товара для неизвестного покупателя. Первоначальное понимание термина: Рынок – место встречи продавца и покупателя. Такое понимание рынка исходило из ориентации на указание конкретного события, места и времени. Более позднее понимание (позиция неоклассиков): Рынок – способ взаимодействия спроса и предложения благ. Процесс нахождения компромиссного варианта в столкновении интересов двух сторон. Формирование равновесной цены – результат взаимных уступок. Современное понимание (позиция институционалистов): Рынок - способ спонтанной координации действий экономических агентов.
Виды рынков:
1. по общественному разделению труда – рынок местный, национальный рынок, мировой рынок.
2. по формам собственности – частные.
3. по объектам рыночного обмена – товарный (труд, товаров и услуг).
4. по организации рыночного обмена – оптовые (биржа).
5. по видам конкуренции – рынок совершенной конкуренции и несовершенной конкуренции.
6. с точки зрения соответствующему действующему законодательству – легальный и не легальный.
Признаки рынка:
Неограниченное число участников актов купли- продажи, свободный доступ на рынок и свободный выход из него. Мобильность материальных, трудовых, финансовых ресурсов, так как предпринимательская деятельность преследует цель увеличение дохода. Наличие у каждого субъекта рынка достоверной и полной информации о предложении, спросе, ценах и т.д.
Функции рынка:
1. Посредническая.
2. Ценообразующая.
3. Информирующая.
4. Регулирующая.
5. Стимулирующая.
6. Оздоравливающая.
Механизм рыночного саморегулирования включает три главных взаимосвязанных фактора:
1. Рыночные цены.
2. Спрос и предложение.
3. Конкуренция.
Рыночные цены – это фактические цены, свободно складывающиеся на рынке в соответствии со спросом и предложением товара.
Спрос – это платежеспособность, потребность в определенном товаре, он измеряется тем количеством продуктов, который потребитель готов и в состоянии купить по определенной цене в течение определенного периода.
Предложение – это количество продукции, которое предъявлено к продаже по определенной цене в течение определенного времени.
Конкуренция – представляет собой соперничество между участниками рыночных отношений. Конкуренция : ценовая, неценовая.
Рыночная экономика – это хозяйственная система, основанная на прямых связях между производителем и потребителем через свободную куплю – продажу товаров.
Основные достоинства рыночной системы:
1. стимулирование высокой предприимчивости и эффективности хозяйствования.
2. экономически отторгает неэффективные или ненужное обществу производство.
3. обеспечивает наиболее справедливое распределение дохода между участниками общественного производства.
4. дает больше прав и возможностей выбора потребителям.
5. рыночная система не требует большого управленческого аппарата.
Коренные отличия между рыночной системы и административно - командной экономикой:
Централизованная экономическая система - государство господствует в экономике и других сферах общества. ............