ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. Введение
Каждое судно должно обладать комплексом эксплуатационных и мореходных качеств.
К эксплуатационным качествам принято относить грузоподъемность и грузовместимость; маневренность, скорость, дальность плавания и автономность; обитаемость судна. Одним из важнейших эксплуатационных качеств является прочность, которая, наряду с мореходными качествами, обеспечивает безопасность плавания судна.
Каждое судно должно обладать комплексом эксплуатационных и мореходных качеств.
К эксплуатационным качествам принято относить грузоподъемность и грузовместимость; маневренность, скорость, дальность плавания и автономность; обитаемость судна. Одним из важнейших эксплуатационных качеств является прочность, которая, наряду с мореходными качествами, обеспечивает безопасность плавания судна.
Мореходные качества судна - плавучесть, остойчивость, непотопляемость, ходкость, плавность качки и управляемость входят в компетенцию специальной науки - теории корабля.
Плавучестью называется способность судна плавать в заданном положении относительно поверхности воды.
Остойчивость - это способность судна, выведенного из равновесия, возвращаться в исходное положение после прекращения действия внешних сил.
Непотопляемость - способность судна оставаться на плаву и в ограниченной степени сохранять другие мореходные качества после затопления одного отсека или их группы. Непотопляемость определяется плавучестью и остойчивостью поврежденного судна.
Ходкостью называется способность судна двигаться с заданной скоростью при наименьшей возможной мощности главной механической установки.
Плавность и малые амплитуды качки - качества, необходимые для обеспечения мореходности судна в условиях морского волнения.
Управляемость - это способность судна выдерживать заданное направление движения.
2. Форма судового корпуса
Основные габаритные размеры корпуса принято называть главными размерениями. Это L - длина судна; В - ширина; Н - высота борта; Т - осадка. Первые три неизменны и относятся к геометрическим характеристикам корпуса в целом, последняя - осадка - может изменяться в широких пределах и определяет погруженный (подводный объем) судна. Обычно, когда говорят о главных размерениях судна, то принимают осадку по расчетную, или конструктивную, ватерлинию, соответствующую проектной загрузке судна.
Построение корпуса
Для проведения расчетов по статике корабля необходимо начертить корпус теоретического чертежа и сделать некоторые дополнительные построения. Размеры корпуса выбираются таким образом, чтобы ширина его составила 350-500 мм, а масштаб по отношению к судну был одним из стандартных. Корпус вычерчивается на формате А2 по 11 равноотстоящим шпангоутам, причем изображаются обе ветви каждого шпангоута, носовые - сплошной линией, кормовые – пунктирной. Надстройки не учитываются.
Кроме шпангоутов на корпусе наносятся:
- диаметральная плоскость
- ватерлинии (7-8), причем интервал между ватерлиниями выбирается таким, чтобы грузовая ватерлиния (ГВЛ) была 4-й или 5-й
- так как для повышения точности расчетов вычисляются поправки к элементам ватерлиний, учитывающие истинную их длину, справа от корпуса наносится контур форштевня, а слева – контур ахтерштевня.
При проведении расчетов используется девая система координат, связанная с судном и имеющая начало в точке в точке 0 пересечения плоскостей: основной, диаметральной и мидель-шпангоута. ............