Часть полного текста документа: Антропология в переводе с латыни означает - наука о человеке. С древних времен человека волновал вопрос: что такое человек. Антропология как самостоятельная дисциплина начала развиваться во второй половине 18- го века. Ранние попытки понять место человека в природе, его сходство с другими организмами, его своеобразие, являются, по-видимому, столь же древними, как само научное знание вообще. Основные этапы формирования антропологических знаний, совпадают с переломными этапами истории человеческого общества. Борьба между старым и новым мировоззрением, подъемом или крушением тысяч индивидуальных судеб не могли не вести к глубокому раздумью о сущности человеческой природы. Люди хотели знать о "назначении" человека, о силах, которые привели человека в мир и которые, вооружив его разумом, подняли над всеми живыми существами и в то же время сделали жертвой неисчислимых бедствий и социальной несправедливости. Зачатки научных знаний о человеке возникли в недрах античной философии. Философ милетской школы Анаксимандр (610-546 гг. до н. э.), стремился познать происхождение всего сущего с самого зарождения жизни. Он высказывал идеи о возникновении человека путем ряда превращений животных. Зачатки эволюционного взгляда на человека можно найти у Демокрита (около 470-380 гг. до н. э.) и у Эмпедокла (490-430 гг. до н. э.). Античные философы стремились определить главные источники отличий человека от животных. Анаксагор (500-428 гг. до н. э.), Сократ (469-399 гг. до н. э.) высказывали мысль, что человек обязан своим высоким положением в мире наличию у него руки. Мысли об огромной роли слова (речи) для человека развивал знаменитый афинский учитель Исократ (436- 338 гг. до н. э.). Однако философия была не единственным источником, порождавшим антропологические знания. Зоологические наблюдения над домашними и дикими животными также вели к размышлению о месте человека в органическом мире. Следует указать, что анатомические знания накапливались еще задолго до того, как они получили отражение в трудах греческих ученых. Первое использование термина " Антропология " приписывается Аристотелю, который употреблял это слово преимущественно при изучении духовной природы человека. Применительно к физическому строению человека термин "антропология", по-видимому, впервые встречается в названии книги Магнуса Хундта, вышедшей в Лейпциге в 1501 г.: "Антропология о достоинстве, природе и свойствах человека и об элементах, частях и членах человеческого тела". Таким образом, в западноевропейской литературе довольно рано укоренилось двойное понимание термина "антропология", а именно как науки о человеческом теле, с одной стороны, и о человеческой душе - с другой Наконец, британский врач (живший, однако, во Франции) У.Ф.Эдвардс произвел научную революцию, разделив расы по телосложению; в 1829 году он опубликовал знаменитую книгу "О физиологических свойствах человеческих рас в связи с их историей". Ее новизна заключалась, в частности, в том, что в отношении французов он пришел к мнению, что они происходят от двух различных рас и, одновременно, что эти расы существуют в несмешанном виде до сих пор (т.е. в 19-ом веке). Он также восстановил в правах термин "исторические расы", вследствие чего появилась возможность выделения разных расовых групп, хотя и имевших одинаковый цвет кожи. ............ |