Прахт Д. В.
Начало распространения ислама на территории России и знакомство с исламским вероучением относится к VII-X вв. Оно связано с формированием после распада Западно-Тюркского каганата двух новых тюркских государств в Поволжье и Причерноморье: Хазарского каганата и Волжско-Камской Булгарии.
Хазарский каганат — могущественное государство тюрок-уйгуров, находившееся в зените расцвета в VII-IX вв. и исчезнувшее с исторической арены в конце X в. Территория государства хазар первоначально охватывала предгорные районы Северного Кавказа и обширную степную равнину между берегом Каспийского моря, Нижней Волгой на востоке и линией Дона на западе, но постепенно в сферу влияния каганата подпало все Среднее и Нижнее Поволжье, на севере граница влияния хазар простиралась до Оки, на западе она в годы наибольшего могущества проходила по Днепру. Каганату долгое время принадлежали Приазовье, часть Крымского полуострова. В даннической зависимости от хазар, помимо аланов, черкесов и других немногочисленных племен Северного Кавказа, находились Волжская Булгария, Киевская Русь.
Хазарское государство с самого начала своего существования утвердило контроль над важнейшими торговыми путями из Восточной Европы в страны Передней Азии. Это показывает, какую роль для Хазарии играла транзитная торговля. В IX-X вв. в районах Хазарии, где имелись удобные условия для развития земледелия (в том числе и на основе орошения), значительная часть ранее кочевого населения перешла к оседлой жизни и занятию земледелием. Так коренное население Хазарии разводило виноград, например, в Самандаре было до четырех тысяч виноградных лоз.
В условиях возросшего международного значения Хазарии вопрос о ее государственной религии приобрел в VIII в. большую политическую остроту. Хазарская держава была желанным союзником, как для Византийской империи, так и для Арабского халифата. Оба эти государства не однократно пытались обеспечить прочные дружеские отношения с хазарами родственными связями с каганом, и та и другая сторона с еще большей настойчивостью старались навязать свою религию.
Хазарский каганат на протяжении всего своего существования находился в постоянном контакте с халифатом: с середины VII в. до середины VIII в. — период военных действий, когда между халифатом и каганатом шла длившаяся почти сто лет (642-739) война за преобладание на Кавказе; вторая половина VIII-IX вв. — период мирных отношений, когда между ними установились активные торговые контакты. Сведения о событиях арабо-хазарских войн зафиксированы в хрониках арабских историков (IX-X). А о событиях периода мирных отношений — в сочинениях арабских географов (X-XIII).
Проникновение ислама в страну хазар началось уже в VII в. благодаря арабским купцам. Однако длительное время ислам оставался здесь религией социальных низов, арабских и хорезмийских торговцев. В результате нескольких арабо-хазарских войн второй половины VII — начала VIII вв. и успешного похода арабского полководца Мервана ибн Мухаммеда 737 г., каган принял ислам, что ускорило распространение религии победителей в хазарском обществе. Для утверждения новой религии из халифата были присланы два факиха-законоучителя. Уже в конце VIII в. в столице Хазарии городе Итиле действовали большая соборная мечеть (Джума-мечеть) и тридцать квартальных мечетей.
Связанное с Византией христианство издавна и широко было распространено в подвластных Хазарии областях Крыма и Кавказа, и давление на хазар с этой стороны было, без сомнения, если не столь грубым и прямолинейным, как со стороны арабов-мусульман, но зато более постоянным.
Следует отметить, что вынужденное обращение не было прочным, и в качестве государственной религии ислам в Хазарии не утвердился. ............