Часть полного текста документа:Расследование и учет несчастных случаев на производстве Охрана труда в России представляет собой систему экономических, технических, санитарно-гигиенических, организационных и правовых мероприятий, в осуществлении которых участвуют различные государственные органы, профсоюзные и другие общественные организации, коллективы предприятий и строек, научно-исследовательские институты. Законодательство по охране труда содействует облегчению и оздоровлению условий труда, предотвращению травматизма и профессиональных заболеваний. Если несчастный случай все же произошел, закон призван содействовать выявлению и устранению его причин, а также возмещению ущерба потерпевшему. Данной цели служат нормы о расследовании и учете несчастных случаев на производстве. Расследование несчастного случая - это прежде всего выяснение в установленном порядке причин, которые привели к несчастному случаю на производстве. А учет несчастных случаев - объективная документальная фиксация каждого такого несчастного случая. Согласно ст. 147 КЗОТ РСФСР администрация предприятий, учреждений, организаций с участием представителей соответствующего выборного профсоюзного органа предприятия, а в установленных законодательством случаях - с участием представителей и других органов обязана своевременно и правильно проводить расследование и учет несчастных случаев на производстве. После слияния в 1933 году Наркомтруда СССР и ВЦСПС действовавшие в СССР Положения, регулирующие порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве, утверждались профсоюзами в лице ВЦСПС. Последнее из них было утверждено постановлением ВЦСПС и Госпроматомнадзора СССР в 1989 году. Такой порядок регулирования расследования несчастных случаев на производстве вполне объясним, поскольку в СССР профсоюзы были наделены рядом властных государственных полномочий: они управляли государственным социальным страхованием, осуществляли надзор за соблюдением законодательства о труде и охране труда. В соответствии со старым Положением одним из участников расследования несчастных случаев была техническая инспекция профсоюзов. Заключение технического инспектора труда по несчастному случаю признавалось обязательным для исполнения администрацией и профсоюзным комитетом предприятия. Статья 147 КЗОТ предусматривала, что в случае отказа администрации в составлении акта о несчастном случае или при несогласии пострадавшего с изложенными в акте обстоятельствами несчастного случая пострадавший вправе обратиться в соответствующий выборный профсоюзный орган предприятия, постановление которого по поводу составления или содержания акта является обязательным для администрации. С распадом СССР ситуация изменилась. Не существует и самих организаций, утвердивших Положение 1989 года. Основы законодательства Российской Федерации по охране труда, принятые 6 августа 1993 года, оставили за профсоюзами только функции общественного контроля за охраной труда. Согласно ст. 25 Основ законодательства РФ по охране труда за профсоюзами сохранено лишь право принимать участие в расследовании несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве, а также осуществлять самостоятельное их расследование, однако они уже не выступают в качестве органа, решающего споры, связанные с расследованием несчастных случаев. ............ |