Часть полного текста документа:Рациональность и рационализация в философском дискурсе Анкин Д.В. Должно следовать общему, но хотя логос - общ, большинство живёт так, как если бы у них был особенный рассудок Гераклит 1. Риторика и теория с точки зрения семиотики Р.Барт удачно, по нашему мнению, определяет семиотическое отношение между риторикой и идеологией когда говорит, что "риторика есть означающая сторона идеологии". И идеология, и риторика являются элементами знаков вторичного языка, элементами вторичного сообщения. Риторика является означающим вторичного сообщения, является областью фигур - синтагм ("коннотаторов"), образуемых из знаков первичного языка; идеология же есть вторичное означаемое - означаемое риторики (хотя и не только риторики, если не толковать последнюю в предельно широком смысле). Сложной, двухуровневой семиотикой, в которой устанавливается знаковое соотношение между идеологией и риторикой, будет модель коннотации. Это семиотическая система второго уровня со следующим отношением между первичным и вторичным языком: Означающие коннотации ("коннотаторы") есть синтагмы первичного, но не обязательно "денотативного" - как полагал Барт структуралистского периода - языка, состоящего из знаков О 1/ Х 1. Эти коннотаторы и образуют область риторики (- О 2), которая выражает некоторую идеологию (- Х 2). Ораторская практика апеллирует не к высшим, а к низшим способностям человеческого разума, риторика включает элементы слепого внушения, элементы искажающего воздействия на сознание адресата. Поэтому можно говорить о риторическом насилии, которое, однако, более демократично, чем физическое принуждение (демагогическая апелляция к низменным побуждениям людей - неизбежная, к сожалению, плата за демократию). Необходимо, конечно, строго отличать риторику как ораторское искусство, т.е. как практическое красноречие от "риторики" в качестве теории подобного убеждающего красноречия. Если под "риторикой" имеется в виду исключительно теория риторики, то такая "риторика" может быть вполне объективной, ибо не ставит цели идеологического внушения. Риторику в качестве речевой практики необходимо отличать от риторики в качестве теории речевой практики: одно дело производить внушающие эффекты и совсем иное - объяснять их механизмы. Смешение указанных уровней риторического порождало конфликт нечистой совести у самых честных и достойных теоретиков риторики. В качестве примера, можно указать конфликт риторического самосознания, зародившийся у Квинтилиана и сопровождавший в дальнейшем риторику около 1800 лет. Во времена отступления античной демократии, когда красноречие стало невостребованным, риторика изменяет своим первоначальным целям и обращается к красотам языка как такового - обращается к поэзии. Квинтилиан воспринимает это обращение как измену высоким идеалам, заявляя, что "предпочитает греческий язык латыни, аттицизм - азианизму, иными словами, смысл - красоте. "В речи, которая восхищает подбором слов, мысль оказывается недостаточной". - Утверждает он. - "На первое место я ставлю такие качества, как ясность, уместность слов". ... Квинтилиан не собирается превращать риторику в праздник языка, ибо для него это не праздник, а оргия"[2]. Теория риторики приходит в состояние неразрешимого конфликта с существующей риторической практикой. Более сомнительной (без серьёзных уточнений), чем оппозиция риторики и теории, выглядит популярная оппозиция "коммуникативного" и "инструментального" разума философов франкфуртской школы: представление о возможности полностью выпадающего из коммуникации инструментального разума семиотически некорректно - понятие некоммуникативного разума бессмысленно по той же причине, по которой бессмысленно понятие некоммуникативного языка. ............ |