Часть полного текста документа:Размышления о воспитании Белова Л. А. Воспитатель... Размышляя над его ролью, я задумываюсь над тем, что я сама, каков мой опыт. Мне часто советовали, чтобы я записывала интересные случаи из своей воспитательской практики. Похоже, зря я этого не делала раньше. Мне казалось, что то, что я рассказываю, когда взахлеб делюсь впечатлениями и находками, - это по свежим следам, с эмоциями и собственными открытиями. И это было интересно тем, кто мне близок. А когда описываешь эти случаи и представляешь тех, кто читает, людей опытных, умудренных жизнью, знающих, творческих, то пересказанное мною кажется банальным, не интересным им, не нужным. Ведь весь мой опыт - это постоянная учеба, моя учеба, это творчество - можно ли ему научиться? - это мои собственные открытия, может быть, наивные, не Бог весть какие. Но теперь попробую изложить их на бумаге. Этому тоже надо учиться, хотя бы для себя. Когда в разговоре о воспитании я слышу в свой адрес какие-то одобрительные высказывания, я чувствую некоторую неловкость, сама не знаю, почему. Мне кажется, что я ввожу людей в заблуждение, так как не чувствую своей особой заслуги. От работы с детьми не ощущаю себя "уставшей", воспринимая проживание с ними каждого дня, часа, минуты, как саму жизнь. Конечно, я устаю, устает мое тело, чувствую растерянность, бессилие, иногда даже, к своему стыду, плачу, но этого всего ровно столько, чтоб я могла оценить и радоваться тем успехам в работе с детьми, которые выпадают на нашу долю. Все-таки, в нашей работе мы имеем возможность видеть результат и плоды своих стараний. И это дает нам силы. А "заслуга" моя, пожалуй, в том, что я постоянно учусь слышать себя и других. Мне это интересно, и мне в этом помогают все и всё, что меня окружает. За время многолетней практики работы с детьми (много лет работала в детском саду) ко мне всегда притягивались "трудные", неадекватные дети - и именно они являются моими главными учителями и тренерами, обогащая мой опыт, побуждая учиться, искать подсказки повсюду. А таких детей сейчас достаточно. Их роль в том, что благодаря им в наше время меняется общее отношение к миру, меняются подходы в медицине, педагогике, психологии и т.д. Я поняла главное, чему они нас учат - учат проявлять свою истинную божественную природу - Любить. Только эта сила любви, проявленная в разное время в той или иной форме, способна изменять нас самих - в первую очередь, а затем менять в лучшую сторону и все вокруг. Без нее все наши "благородные" усилия и старания бесплодны. На это я опираюсь, и это побудило меня после небольшого перерыва пойти снова работать с детьми. Любовь помогла мне осознать роль взрослого в воспитании ребенка, иногда, к сожалению, не самую благоприятную. У меня появилось желание защитить детей от "взрослых", особенно, от родителей, которые и сами часто - как беспомощные дети, только закрытые, неискренние и многие - озлобленные, испуганные, со своим, в основном, отрицательным, опытом. Воспитание детей, общение с ними - процесс достаточно легкий, если ты руководим любовью. Но при условии, если родители детей - твои единомышленники. Именно поэтому (а особенно со сложным детьми) вначале я стараюсь "задружиться" с родителями. В основном, проблемы детей - это проблемы взрослых, а их проблемы решать - вроде, не наша задача. ............ |