Часть полного текста документа: Размышления учителя экологии на пороге Эры Водолея Дневник человек пишет для себя. Но иногда записи в дневнике перестают быть лишь заметками "для себя". Они провоцируют автора дневника на более глубокий анализ отмеченного события, требуют живого собеседника. Так произошло и со мной, когда я в очередной раз перечитывала свой рабочий дневник, короткие записи по поводу педагогических коллизий, прочитанных книг, учебников, статей в периодике. Несколько, на первый взгляд, абсолютно не связанных между собой, записей внезапно соединились в сознании и породили образ: на фоне природных и техногенных ландшафтов двое - учитель и ученик. У каждого в руках стопки учебников, пособий, на корешках которых обязательно присутствует слово "экология". Идиллию картины (которую можно было бы назвать, например, "Вступая в Эру Водолея, эру созидания и гармонии") нарушают лишь выражения лиц героев: озабоченность - на лице учителя, растерянность на лице ученика. Образ - сигнал тревоги. Причем, тревоги адресной, не за все человечество, а за этих двоих. Касается эта тревога той сферы человеческой деятельности, которую когда-то, уйдя из академической науки, я выбрала делом жизни - образование. Конкретнее - образование и экология. Если еще конкретнее - место и роль экологии в образовании каждого человека. Мнения - это глухой забор, а сомнения - калитки в этом заборе. Эта статья создана как раз из таких СО-мнений моих собственных и моих коллег. Доверяя любимому журналу такую ценность, как отрывки из дневника, я сопровождаю каждый отрывок собственным анализом, открытым для обсуждения и выводов читателя. Январь, 2000 ...Из очередного похода в "Педкнигу" принесла новый учебник по экологии для 5-х классов (авторы Никишов А.И., Кузнецов В.Н., Теплов Д.Л.). В моей библиотеке больше 20 учебников и пособий по экологии, но для подростков и младших школьников книг мало - всего 4 тоненькие книжечки. А новый учебник просто загляденье: прекрасно издан, удобно структурирован... Но текст первых же страниц вызывает недоумение: "Все живые организмы состоят из органических и минеральных веществ. При сжигании растения (или гриба, погибшего животного) большая часть их сгорает. Это - органические вещества. После сгорания остается зола. Она состоит из минеральных веществ." Недоумение учителя, бережно относящегося к введению новых понятий ("органические" и "неорганические" вещества на уровне, мягко скажем, бытового определения), постепенно перерастает в шок методиста-дидакта, разрабатывающего технологии формирования экологического мышления (сжечь живое, чтобы понять, что такое органические вещества)... Причем, знак равенства ставится между грибом, растением и животным в виде... трупика. Нормальный ребенок, вдумчиво читающий этот текст, просто обязан спросить: - А если живого сжечь, то органические вещества тоже сгорят? Интересно, как учитель экологии ответит на такой вопрос? Скажем, что живых животных нельзя жечь, потому что им больно, а растениям и грибам - нет... Оч-ч-ень экологично, а главное, какой простор для формирования собственного экологического императива, нравственного изначально... Так, что же, пятиклассники не в состоянии определить отличие живого от неживого? Конечно, в состоянии. ............ |