ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУВПО «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Балобанова Ксения Александровна
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
«Разработка программы тренинговой работы социального педагога, направленной на воспитание толерантности подростков»
Ижевск 2011
Оглавление
Введение
Глава 1. Социально-педагогические условия воспитания толерантности подростков.
1.1 Толерантность: подходы и понятия
1.2 Педагогические условия формирования толерантности
1.3 Формы работы социального педагога
1.4. Выводы по главе
Глава 2. Опыт реализации тренинговой работы социального педагога по воспитанию толерантности подростков.
2.1 Выборка и методы исследования
2.2 Разработка содержания тренинговой работы социального педагога по воспитанию толерантности подростков
2.3 Результаты реализации тренинговой работы социального педагога по воспитанию толерантности подростков
2.4 Выводы по главе
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Введение
В последнее время проблема толерантности стала широко освещаться в средствах массовой информации, на государственном и международном уровне. Это связано с учащающимися случаями нетерпимости по отношению к инакомыслящим людям со стороны враждебно настроенных оппонентов. При этом нередки случаи откровенных конфликтов, выливающихся в жестокие и кровавые столкновения. Подобная тенденция связана с уменьшением уровня терпимости к людям, жесткостью в отношениях, неумением тактично и грамотно излагать свою позицию, не задевая значимые аспекты жизни других людей.
Наибольший акцент следует сделать на подростковом возрасте, так как именно в этот период человек обретает пути и способы грамотной адаптации во взрослом мире. Мышление подростка еще впитывает в себя все с детской непосредственностью, но уже способно к грамотному анализу ситуаций и вынесению соответствующих выводов из нее. Сейчас формируется мировоззренческая картина подростка и все, что он впитает в себя, будет в будущем определять его жизненную позицию и способы поведения в обществе. В силу возрастных особенностей молодое поколение не имеет необходимых знаний, позволяющих с достаточной глубиной понимать современные этнопроблемы, не имеет общей культуры и психологической готовности к участию в них, в то же время молодые не ощущают той остроты неприязни и непримиримости к людям других национальностей, которые порой возникают у взрослого поколения (дети больше и чаще забывают о национальности своих друзей, с которыми играют и учатся).
Особая роль в воспитании толерантности отводится социальному педагогу, от которого требуется владение культурой межнационального общения, свобода от старых догм и стереотипов, приверженность гуманистическим нормам межличностного взаимодействия, умение учитывать в своей деятельности специфику и традиции того региона, в котором он трудится.
Цель: разработать программу тренинговой работы социального педагога, направленной на воспитание толерантности подростков, а так же определить ее эффективность в процессе реализации.
Объект: воспитание толерантности подростков
Предмет: тренинговая работа социального педагога, направленная на воспитание толерантности подростков
Гипотеза: Позитивная динамика этнической толерантности подростков, посещающих тренинговые занятия социального педагога, может быть обеспечена, если
1) отбирать для тренинга упражнения на межкультурное взаимопонимание и взаимодействие
2) использовать педагогические методы, вызывающие рефлексию подростков
3) реализовать следующие принципы групповой работы: добровольность, конфиденциальность, обеспечение психологической безопасности участников группы.
Задачи:
1. Анализ литературы по теме исследования: определение содержания и структуры этнической толерантности личности.
2. Отбор методов определения этнической толерантности подростков.
3. Изучение уровня толерантности подростков школы №53. ............