Белорусский Национальный Технический Университет
Автотракторный факультет
Кафедра «Техническая эксплуатация автомобилей»
Контрольная работа
по дисциплине «Технология производства и ремонта автомобилей»
Тема: «Разработка технологического процесса изготовления шестерни четвертой передачи автомобиля ЗИЛ»
Содержание
1 Анализ технологичности конструкции детали
2 Определение типа производства
3 Обоснование способа получения заготовки
4 Выбор технологического маршрута и составление плана операций технологического процесса изготовления детали
5 Нормирование технологических операций в соответствии с маршрутом изготовления
6 Определение потребного количества оборудования
Список использованных источников
1 Анализ технологичности конструкции детали
Деталь- шестерня 4-ой передачи изготовлена из легированной стали 20Х и проходит термическую обработку, что имеет большое значение в отношении короблений, возможных при нагревании и охлаждении детали. В этом смысле перемычка, связывающая тело зубчатого венца и ступицу, расположена неудачно, так как при термической обработке возникнут односторонние искажения. Зубчатый венец уменьшится в размерах н вызовет сжатие ступицы с левого торца. Таким образом, отверстие приобретет коническую форму, что скажется на характере искажения зубчатого венца. Поэтомy перемычку между венцом и ступицей следует в осевом сечении расположить наклонно, как это указано на чертеже пунктиром. Такое конструктивное изменение приведет к меньшим искажениям при термической обработке. Деталь, по-видимому, не обладает достаточной жесткостью для применения методов пластического формообразования зубчатого венца, а также протягивания шлицевого отверстия в ступице, и некоторое усиление ступицы с этой целью не приведет к значительному увеличению заготовки. Вывод о недостаточной жесткости следует проверить расчетом.
С точки зрения механической обработки зубчатые колеса вообще нетехнологичны, так как операция нарезания зубьев со снятием стружки производится в основном малопроизводительными методами.
При конструировании деталей должны учитываться вопросы повышения производительности зубообработки. Так, например, наличие выступа относительно зубчатого венца па левом торце неизбежно приведет к тому, что при одновременной обработке двух деталей зубофрезерованием между ними придется установить прокладку в виде кольца, что увеличит длину резания и, следовательно, снизит производительность процесса. Это приведет также к тому, что на нижнем торце верхней детали при зубофрезеровании образуются заусенцы, которые нужно будет снять. Возможно, эти факторы могли быть учтены при конструировании детали, и технологичность ее была бы значительно улучшена.
Деталь относится к классу деталей типа «диск», т.к. отношение длины детали к ее наружному диаметру не превышает 2-х и составляет: L/D=85/216=0.42.
Деталь выполняется из стали 20Х ГОСТ 4543-88, масса 8.22 кг.
Химический состав приведен в таблице 1.1, а физико-механические свойства в таблице 1.2.
Таблица 1.1 - Химический состав стали 20Х ГОСТ 4543-88
Содержание элементов, % С Mn Si X Ni Др. ............