Часть полного текста документа:Разряди отрицательные эмоции "Слеза всегда смывает что-то и утешение несет". Виктор Гюго. История медицины свидетельствует, что ни один мрачный человек (и ни один толстяк, т.к. у полных людей, как правило, преждевременно развивается склероз, и за счет отложения в сосудах холестерина и солей кальция у них сужен просвет сосудов) не жил более ста лет, так как у таких людей спастически сокращены сосуды. Сравнительно долго жили лишь немногие мрачные по характеру люди. Создатель "эпопеи мрака" Микеланджело прожил девяносто лет. Тициан со своим холодным темпераментом - девяносто девять (его труп нашли в Венеции среди сорока тысяч погибших от чумы). Эти "мрачные титаны" отличались беспримерной творческой страстью, что наверняка явилось дополнительным стимулом долголетия. Тициан написал шесть тысяч картин. Микеланджело умел в своих шедеврах ярко отразить одновременно "силу и скованность"; он нашел в себе мужество изучать анатомию на трупах в подземелье Флорентийского монастыря, хотя это в те времена было строжайще запрещено церковью. "Страдание - это обесцененный фонд", - говорил Максим Горький. Действительно, люди, сраженные большим горем, бедой, малодеятельны. Они не только не могут должным образом трудиться физически, но обычно и слабо мыслят: у них резко сужены сосуды и в мышцах и в мозгу. У людей, которых постигло тяжелое несчастье, как говорится, все из рук валится. Очень характерно, что они выражают свое горе повторением одних и тех же слов, междометий ("ой!", "ох!"). Вспомните Тараса Бульбу в повести Гоголя. После того как у него погиб сын, Тарас все время твердит одно и то же: "Остап, Остап, сын мой..." Когда человек испытывает запредельное отчаяние, непосильное горе, он молчит - ни разговоров, ни жалоб, ни стона от него не услышишь. Curae leves loguuntur ingentes stupent ("Кто в состоянии выразить, как он пылает, тот охвачен слабым огнем". Петрарка). "Только малая печаль говорит, большая - безмолвна", - утверждали античные мудрецы. На Востоке говорят: когда наездник падает духом, его конь не может скакать. "Страдание, - писал М. Горький, - позор мира, и надобно его ненавидеть, чтобы истребить". При тяжелом горе нельзя уходить в себя, не следует отдаваться мучительным переживаниям. Нужно, учил И. Павлов, вызвать так называемую отрицательную индукцию - создать в коре головного мозга новый, более сильный центр возбуждения, который бы подавил очаг, угнетающий человека. Нужна разрядка, выход накопленным отрицательным эмоциям. А законы эмоций таковы: раз они накопились - обязательно должны разрядиться. Иногда эта разрядка принимает самые неожиданные формы. Свою возлюбленную Марию Гамильтон ПетрI приговорил к казни за ее любовь к денщику. Ни после пыток, ни на эшафоте от своей любви к Ивану Орлову она не отказалась. Осужденная, как пишет писатель-историк Г.Алексеев, взошла на эшафот и присела в реверансе. В этом же белом шелковом платье Мария впервые присела в реверансе на ассамблее, когда император пригласил ее к танцу. Петр рывком привлек ее к себе, но, увидев в глазах лютую ненависть, дрогнул, сознавая свое бессилие. Понял царь, что чувство Гамильтон к Орлову сильнее смерти. "Нельзя любить по приказу - по приказу можно умереть". Отвергнув царскую любовь и пощаду, молодая шотландка смело подошла к помосту и склонила голову к плахе. ............ |