Разумная диалектика Сократа и «коммуникативный разум» Ю. Хабермаса
П. Н. Кононов,
президент Фонда
«Развитие и внедрение инновационных методов социальной помощи семье и детям «АВЕРС»,
аспирант кафедры философии РГСУ
Сокра́т (ок. 469 до н. э. — 399 до н. э.) во время диалогов весьма кратко и точно создавал эмпирические основы теории коммуникативного действия. Он преподносил собеседникам свои мысли с помощью искусных наводящих вопросов, отдавая предпочтение не форме коммуникативного действия, отвечающей на вопрос «как сказать?», а его именно смысловому содержанию, то есть – «зачем и что сказать?». В процессе диалога Сократ определял его главную цель, то есть достижение взаимопонимания собеседников, без достижения которого, коммуникативные действия происходили, а коммуникация – нет. В основу взаимопонимания участников диалога Сократом закладывались дефиниции. Смысловое содержание дефиниций Сократ подтверждал примерами, взятыми из реальной действительности, и они имели прямое или косвенное отношение к предмету обсуждения, а также жизненного опыта собеседников.
Диалектика Сократа – это, как правило, процесс логического вывода на основе перехода от частного положения к общему (индукция) с последующим дедуктивным умозаключением, то есть выводом про отдельный предметный класс на основе представлений о классе в целом.
Диалогический способ исследования предполагал в начале беседы, по мере необходимости, использование понятных собеседнику аргументов – самых простых по смыслу и наглядных по форме положений, имеющих преимущественно чувственный характер. Однако, по мере продвижения диалога с целью, например, эвристического обучения, ведущий собеседник переходит к скрытым и более сущностным свойствам обсуждаемых явлений. Эвристическое обучение для ученика – это открытие чего-то нового, происходящего за счет конструирования самим учеником смысла целесообразных задач, определяющих конкретные действия умозрительно выбранных форм воплощения и реализации решений задач. Подобные процессы изначально моделируются в режиме автокоммуникации, а затем происходит последовательное проецирование представленной парадигмы на процесс выстраивания коммуникативных действий с внешним социумом на приемлемом для него уровне общения.
Диалектика как искусство коммуникативного действия, позволяющего вести двухстороннее рассуждение, — один из основных методов философского познания мира, базирующийся на анализе всевозможных точек зрения относительно исследуемого предмета. Как правило, такой всесторонний анализ различных точек зрения сводится к взаимодействию или противодействию двух противоположных сущностных и/или существенных позиций, которые принято называть тезисом и антитезисом.
В более узком смысле диалектика — это название гносеологического метода (методологического принципа познания), который реализуется по схеме «тезис-антитезис-синтез». Следуя этому методу, познающий субъект вначале выделяет в реальности некоторое явление, формирует для этого явления понятие или формулу, которые рассматриваются им как тезис. Затем процесс познания продолжается формированием антитезиса — формулы или понятия, содержание которых противоположно (противопоставлено) тезису. ............