В целях совершенствования хозяйственного механизма в 80-х годах проводился эксперимент по распространению на предприятиях новых методов хозяйствования, несколько позже стали внедрять полный хозяйственный расчет и самофинансирование. Производственные объединения (предприятия) вносили в бюджет плату за производственные фонды с широкой дифференциацией ставок, делали отчисления от прибыли или доходы за трудовые и природные ресурсы на основе долговременных нормативов. Принцип самофинансирования предполагал ограничение или полный отказ от бюджетных ассигнований. На практике не всегда удавалось учесть одновременно интересы как предприятия, так и государства. Большое количество предприятий сознательно занижали плановые обязательства.
Все эти явления отразились на государственном бюджете. Высокая степень бюджетного перераспределения ресурсов ослабляла хозрасчетные стимулы повышения эффективности производства, порождала стремление предприятий жить за государственный счет, подрывала стабильность и сбалансированность бюджета.
Мероприятия по реформированию хозяйственных отношений в промышленности, многие меры в сельском хозяйстве и других отраслях, сопровождавшиеся значительным увеличением затрат из общегосударственного денежного фонда, не привели к соответствующему росту финансовых ресурсов страны. Доходы увеличивались медленнее расходов, возник дефицит государственного бюджета. В покрытие затрат вовлекались средства, не являющиеся по своей сущности доходами (часть ресурсов Сберегательного банка, резервы Госстраха и др.). Бюджетный дефицит негативно воздействовал на экономику, подрывал устойчивость денежного обращения, порождал инфляционные процессы.
Последнее десятилетие XXв. в России ознаменовалось радикальными изменениями всех сторон жизни: изменилась система политических институтов и экономических отношений, началась борьба за перераспределение собственности, произошла полномасштабная социальная революция. На фоне этих изменений проявились обычные для периода революционных преобразований слабость и неэффективность власти. Политическая и финансовая нестабильность, которые усложнили проведение экономических преобразований.
При проведении хозяйственной реформы в первую очередь необходимо определить конечную цель проводимых преобразований. Без этого не может быть стратегии будущего развития, а все тактические решения будут иметь случайный характер. Примером этого может служить переход России на основы рыночной экономики в начале 1990-х гг. Но даже в условиях слабости проводившейся экономической политики и отсутствии четкой программы действий все понимали, что рыночные преобразования необходимо начинать с реформирования бюджета и бюджетной системы.
Реформирование бюджетной системы началось в условиях неэффективного производства, дефицитности бюджета, больших внешних долгов, значительного сокращения доходов бюджета, нарушения межбюджетных отношений, отсутствия соответствующего законодательства. Ряд регионов прекратили отчисления части своих доходов в бюджет государства. Падение промышленного производства и ВВП в 1991г. составило 15%. Дефицит государственного бюджета составил не менее 20% ВВП по сравнению с 4% в 1990 году. Промышленный спад стал следствием дезинтеграции на всем экономическом пространстве СССР и прекращения деятельности Совета Экономической Взаимопомощи, что лишало производителей традиционных рынков и разрушало давно сложившиеся хозяйственные связи. ............