Развитие экологического самосознания башкир
Отношение человека к природе еще с древнейших времен являлось не только элементом сознания, но и было предметом рассмотрения в процессе формирования наиболее важного этапа становления сознания – формирования Я и неЯ в их противопоставлении и слиянии.
Начиная с полного отождествления себя с природой, через мифологическое сознание, рационализм и кончая современными взглядами как ученых, так и представителей различных движений за сохранение природы, содержание экологического сознания значительно менялось.
С момента появления Homo sapiens в его сознании фиксировались явления и объекты природы, их динамика и существующие между ними причинно-следственные связи.
В тот далекий период впервые появилась дифференциация в логике бытия. Человек все еще ощущал себя частью, элементом природы и переносил некоторые характеристики своего самосознания на нее, отождествляя ее с человеком, но в то же время он чувствовал себя отличным от природы и наделял ее функциями, которых не было у человека.
В сознании доминировало ощущение зависимости от окружающего мира как источника удовлетворения потребностей, прежде всего в питании, и как источника опасностей, угрожающих жизни человека. Слабость человека, его зависимость от природы, отразились в появлении представлений о добрых и злых силах природы, в их очеловечении, а динамика природных явлений объяснялась поступками богов, олицетворяющих природу. Это и привело к появлению первичного экологического сознания в его мифологически-религиозной форме. Для экологического сознания очень важно, что существовали боги-объекты и боги отношения.
Обожествление сил и явлений природы – характерные черты древних верований башкир. Ахмед ибн-Фадлан в 922 г. писал, что башкиры верили в 12 богов. Эти боги, по представлениям древних башкир, управляли временами года, а также дождем, ветром, людьми, жизнью и смертью. «Мы видели, - сообщает путешественник, – как одна группа поклоняется рыбам, другая – журавлям» [12, с.130-131]. Тут мы имеем дело с тотемистическими взглядами. Согласно тотемистическим взглядам отдельные группы людей родственными узами связаны с некоторыми животными и растениями. В башкирских сказках таковыми часто выступает медведь. Ветер, бурю, ураган древние башкиры представляли в образе страшных чудовищ, подобных змеям.
Наряду с верховными божествами башкиры почитали духов – хозяев природных объектов: гор, пещер, лесов, воды, долин… Таким образом, для древних башкир вся природа была одухотворенной, одушевленной. Вера в переселение души у человека через ее воплощение в деревья, птиц и животных восходит к тотемизму. Природный объект, избранный в качестве племенного тотема, исключался из хозяйственной деятельности и использовался в лишь ритуальных целях. Совершая определенные ритуальные действия, древний человек стремился к преодолению границ между человеческим коллективом и миром; к установлению контакта с миром природы, от которого зависело ее благополучие. Это характерно не только древних башкир. Тотемизм был распространен у всех народов мира.
Тотемическую стадию развития прошли все народы, она оставила глубокий след в их сознании. Тотемизм был детством человеческой души и, в полном соответствии с эволюционным законом повторения истории рода в индивидуальном развитии, еще и сейчас угадывается в детском влечении к животным. ............