Часть полного текста документа: Введение Социальной основой развития естественных наук в XV-XVIII вв. вызревание в рамках феодального общества новых капиталистических общественных отношений. Быстрый рост производительных сил, более полное и разностороннее использование природы, открытие новых источников сырья и драгоценных металлов, а также новых рынков в результате много численных путешествий и расширения торговли - всё это изменило экономику Европы и привело к перевороту в общественной жизни европейских стран. Этот переворот происходил отнюдь не в мировой обстановке. Эпоха первоначального накопления капитала - время жесточайшей, безудержной эксплуатации трудящихся, экспроприации земли у крестьян, физического уничтожения туземцев в новооткрытых "заморских" странах, обострённой конкуренции, борьбы внутри эксплуататорской верхушки. Период ломки феодальных отношений и перехода капитализму не совпадал по времени в различных странах и отличался в каждой из них определённым своеобразием. В Италии, например, так называемая эпоха Возрождения началась уже в XIV в. В XV-XVI вв. она достигает здесь расцвета. Однако затем Италия в силу ряда причин начала отставать в развитии капитализма от Англии и Франции. В Голландии и в Англии ломка феодальных отношений происходила на протяжении XVI-XVII вв. Во Франции она происходит в VIII в. и завершается Великой французской буржуазной революцией 1789 г. Германия вплоть до начала XIX в. Была экономически отсталой, политически раздробленной; капиталистические отношения были развиты крайне слабо. В России разложение феодализма в основном завершилось к середине XIX в, хотя остатки его сохранялись и давали знать о себе до начала XX в. Переворот в социальной структуре европейских стран, завершившийся буржуазными революциями, вызвал коренные сдвиги и в общественной идеологии. Эпоха Возрождения и революция в идеологии и естествознании В XIV-XVII вв. было воскрешено лучшее из культурного достояния античного мира. Великие достижения греческих философов, учёных, художников становятся в эпоху Возрождения образцами для подражания. Начинается ломка канонов схоластического, догматического мышления средневековья, идеологии феодального общества. Развёртывается напряжённая борьба против сковывавшей человеческий разум духовной диктатуры церкви. Величайшее значение имело изобретение книгопечатания. В 40-х годах XV в. И. Гутенберг ввёл печатание при помощи наборных литер. Книгопечатание бурно развивалось, и уже к началу XVI в. было напечатано около 30 тыс. названий книг (в том числе часть произведений Плиния, "Истории животных" Аристотеля, естествонаучные сочинения Альберта Великого и др.). Начиная с XVI в. всё усиливающимся атакам подвергаются теология, схоластика, средневековая феодальная идеология. Вера в "божественный произвол", которому мир обязан своим существованием, идеи геоцентризма и антропоцентризам, представление о косности природы, телеология, как учение о божественной целесообразности всего существующего всего существующего, подвергаются сомнению, а иногда и резкой критике. "Буржуазии для развития её промышленности нужна была наука, которая исследовала бы свойства физических тел и формы проявления сил природы. ............ |