ТЕМА: РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
План:
1. Становление игровой деятельности детей дошкольного возраста: манипулирование, предметная деятельность.
2. Этапы развития игры в онтогенезе: отобразительная, сюжетно-отобразительная, сюжетно-ролевая.
3. Комплексный метод формирования игры Е.В. Зварыгиной
4. Методика формирования игры Н.Я. Михайленко
5. Анализ плана работы воспитателя.
Использованные литературные источники
1. Становление игровой деятельности детей дошкольного возраста
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание педагогов и психологов, философов, социологов, этнографов, искусствоведов, биологов. Представителей научных отраслей в игре интересуют свои аспекты, но все они сходятся во мнении, что игра – неотъемлемая часть человеческой культуры. [1]
Во многих научных трактатах на разнообразные тему, в художественных произведениях встречаются наблюдения над играми детей и взрослых или суждения о них. Великолепные, психологически тонкие картины детской игры нарисовали В. Гюго, Л.Н. Толстой. Свидетельством живой истории являются игры советских детей, описанные А.Гайдаром, А. Барто, С. Михалковым и др. Глубокие суждения о природе детских игр, о праве на игру принадлежат Алексею Максимовичу Горькому. В особенностях детской психики искал причину детской игры И.М. Сеченов. Искренность и непосредственность чувств детей в игре подметил К.С. Станиславский.
В современной теории вопрос об историческом происхождении игры является одним из главных, потому что проливает свет на ее природу. И по сей день высказываются взгляды на игру как деятельность, обусловленную биологическими причинами (инстинкты, влечение) и, следовательно, имеющую постоянный, внеисторический характер.
Большинство современных ученых объясняют игру как особый вид деятельности, сложившийся на определенном этапе развития общества.В начале ХХ века у исследователей не было единодушия в решении вопроса, что является первичным в истории человечества: труд или игра. Высказывались предположения, что игра возникла раньше труда. Впервые с противоположным утверждением о том, что «игра – это дитя труда», выступил немецкий психолог и философ В.Вунд, а в дальнейшем эту точку зрения развил русский философ Г.В. Плеханов в работе «Письма без адреса» (1912).[2]
В жизни отдельного человека игра, по мнению Г.В.Плеханова, предшествовала труду. В этом заключается социальное назначение игры: она служит средством передачи «культурных приобретений из рода в рад», подготавливает детей к труду. Так же он обратил внимание на то, что игра социальна и по своему содержанию, поскольку дети отображают то, что видят вокруг, в том числе и труд взрослых. А так как в человеческом обществе рано сложилось деление труда на мужские и женские виды и обязанности, то мальчики и девочки в играх подражали тем представителям пола, к которым относились сами. Г.В. Плеханов выдвинул социальные причины, а именно: существующее разделение труда взрослых людей в обществе по признаку половой принадлежности.
Детские игры и прежних лет, и сегодняшней жизни убеждают, что они связаны с миром взрослых. ............