Содержание
Содержание..................................................................................................... 2
Введение.......................................................................................................... 3
I. Умственная деятельность и развитие интеллекта....................................... 7
1.1Структура интеллекта. Объяснительные подходы в экспериментально-психологических теориях интеллекта......................................................................................... 7
1.2Интеллектуальные способности.............................................................. 36
1.3 Интеллект и биологическая адаптация детей в норме и патологии... 51
Выводы.......................................................................................................... 55
II. Особенности интеллектуального развития детей - олигофренов............ 57
2.1Умственная деятельность и ее характеристика....................................... 57
2.2Олигофрения и ее влияние на развитие................................................... 63
2.3Изучение интеллектуальных особенностей детей олигофренов и здоровых детей.
Анализ результатов....................................................................................... 85
Выводы.......................................................................................................... 91
Заключение.................................................................................................... 92
Библиография................................................................................................ 95
Приложение................................................................................................... 97
Интеллект в психологической науке рассматривается как относительно устойчивая структура умственных способностей индивида.
В психологической науке можно выделить ряд теоретических подходов в трактовке природы интеллекта. Это феноменологический, генетический, социо - культурный, процессуально - деятельностный, информационный, функционально-уровневый и регуляционный подходы. Нельзя не заметить, что эти подходы формировались и развивались в режиме преемственности и дополнительности по отношению друг к другу. Так, некоторые экспериментально-психологические подходы возникали в качестве реакции на противоречия тестологических теорий интеллекта, либо в качестве попыток объяснить индивидуальные различия в результатах тестового исполнения. В свою очередь, среди экспериментально-психологических теорий интеллекта существуют взаимопересечения и взаимовлияния.
Развитие и работа интеллекта зависят от влияния целого ряда факторов. Существуют многообразные функциональные свойства интеллекта, которые характеризуют те или иные частные психологические механизмы выполнения интеллектуальной деятельности и которые в той или иной мере могут свидетельствовать об уровне развития интеллектуальных возможностей субъекта.
Успешность деятельности принято соотносить со способностями. Интеллектуальная способность определяется как индивидуально-своеобразное свойство личности, являющееся условием успешности решения определенной проблемы. Выделяют четыре основных аспекта функционирования интеллекта, характеризующих четыре типа интеллектуальных способностей: конвергентныеспособности, дивергентные способности (или креативность), обучаемость и познавательные стили. Каждая из интеллектуальных способностей рассматривается как свойство интеллекта.
Недостатки в развитии интеллекта в наибольшей степени затрудняют процесс адаптации. Деятельность всей системы адаптации обеспечивается синхронным функционированием разных отделов организма. ............