Введение Переход России к рыночной экономике поставил предприятия и организации в новые условия, характеризующиеся возрастающей конкуренцией, сокращением рынка сбыта из-за высоких издержек производства, сложностями поиска поставщиков сырья, материалов и недостатком финансовых ресурсов.
В настоящее время серьезной проблемой для российских предприятий является необходимость широкого обновления и замены основного капитала, поиск и привлечение долгосрочных инвестиций для расширения производства, приобретения современного оборудования и внедрения новых технологий. Активизация инвестиционных процессов в странах с развивающимся рынком, к которым относится и Россия, является ключевым источником экономического роста.
Однако, наблюдающийся почти во всех отраслях российской экономики, рост этот относительно невелик и измеряется единицами процентов. Прежде всего, такой весьма скромный рост при достаточно благоприятных общеэкономических условиях объясняется отсутствием у предприятий средств на инвестиции. Собственными ресурсами обладает лишь незначительная часть предприятий. При этом износ основных фондов в среднем по промышленности составляет более 50%, объем инвестиций за годы реформ сократился в 5 раз.
Например, парк отечественного грузового подвижного состава изношен до предела – особенно тот, который принадлежит МПС, так как за последние 10 лет новые вагоны практически не закупались. Большинство специалистов отмечают, что если не принять своевременных мер, через несколько лет более 50-ти процентов вагонов выработают свой срок службы. Арендные ставки на подвижной состав министерства ежегодно увеличиваются в 1,2–1,5 раза, но вагоны по прежнему продолжают пользоваться повышенным спросом. В условиях дефицита экспедиторы и предприятия – отправители готовой продукции начинают искать пути приобретения вагонов в собственность, тем более что со времен экономического кризиса августа 1998 года большинство мощностей вагоностроительных заводов России восстановлены, здесь снова готовы обеспечивать желающих грузовыми вагонами.
В период структурной перестройки экономики и ускоренной реконструкции устаревшей материально-технической базы производства лизинговая деятельность может иметь особое значение. Это объясняется тем, что лизинговые операции отвечают требованиям научно-технического прогресса и обеспечивают гармоничное сочетание частных и общественных интересов.
Финансовая аренда является эффективным способом решения задачи изыскания ресурсов для своевременной замены устаревшего основного капитала, хорошо апробированным на Западе и в настоящее время получающим развитие у нас.
Правительства многих стран используют лизинг как средство активизации инвестиций. Например, в США на долю лизинга приходится 30% от общего объема инвестиций, в Великобритании – 36%, в Швеции – 21%, в Чехии – 26%, в Германии 16%, в Ирландии – 46%. Лизинг признан Европейской Комиссией в качестве инструмента стимулирования экономики и поэтому включен в ее программу структурных фондов. Эта программа ускоряет внедрение инвестиций в экономически отсталые отрасли и производства стран Европейского Сообщества.
Для производителя и продавца техники лизинг служит единственным и реально эффективным инструментом сбыта, позволяющим значительно увеличить объем продаж за счет привлечения покупателей, не обладающих достаточной платежеспособностью для оплаты товара. ............